Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 01:47


Система Orphus

Просвещение

О некоторых формах и методах практической деятельности психолога:

Психолог имеет опыт работы с самым разным возрастом людей, различным общественным статусом, каждый из которых индивидуален, уникален, обладает только ему присущими качествами и чертами личности.

В рамках психологической помощи применяются исключительно классические формы и методы работы.


Психологическая консультационная помощь – от латинского слова - советоваться, заботиться. Подразумевается совет, разъяснение специалиста по создавшемуся вопросу, получение и углубление специальных знаний.

Консультирование осуществляется по психологическим проблемам психики, деятельности или поведения. Консультирование применяется при оказании психологической поддержки, психологического сопровождения психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами.

Консультации проводятся по вопросам: личностных проблем, проблем семьи, детско-родительских отношений, супружеских и межпоколенные отношений. В том числе кризиса среднего или пожилого возраста, сложных жизненных ситуаций, ситуаций выбора, межличностных отношений, межличностных конфликтов, профессионального выбора, одиночества, потери смысла жизни.


Психологическая реабилитационная помощь – в переводе это слово означает – восстановление. Ряд мероприятий направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. За счет ряда психологических мероприятий происходит восстановление, формирование, развитие различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Восстановление психической деятельности, отдельных ее компонентов возможно с помощью системы воспитательных и педагогических приемов. Поэтому два вида реабилитации часто объединяют одним термином – психолого - педагогической реабилитации.

Для выявления специфических нужд ребенка и направлений необходимой помощи необходим индивидуальный подход к каждому из детей.

Семейные отношения, супружеские, безусловно,влияют на развитие травмированного ребенка. Деструктивные отношения в семье тормозят его психологическое, интеллектуальное развитие. В связи с этим семье необходимо работать над своими внутрисемейными отношениями.


Психологическая экстремальная помощь.

В настоящее время резко возросло количество террористических актов и «горячих точек» в различных регионах России. Огромное количество преступлений против личности. Эти ситуации характеризуются как сверх экстремальное воздействие на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).

Посттравматический стресс – затяжная или отсроченная реакция на ситуацию, связанная с угрозой жизни или здоровью. Интенсивность стрессогенного воздействия способствует негативному развитию личности, более того отражается в клинических проявлениях. Психологические проявления, часто сопровождаются психосоматическими нарушениями. В организме есть слабые места, которые и становятся формирующими заболевание. Чаще всего реагирует желудочно - кишечный тракт, сердечно – сосудистая система, иммунная система и система крови.

Экстремальная кризисная ситуация нарушает чувство безопасности, рождает множество различных фобий.


Психотерапия – слово произошло от греческого слова «психо» - душа и терапия - «забота, уход, лечение». Психотерапия в наше время стало способом личностного роста, приобретения личностной зрелости, средством повышения образования, достижением поведенческих изменений.

Индивидуальная психотерапия в большинстве случаев требуется тогда, если проблема связана с эмоциональными нарушениями, это может быть из-за внутренних конфликтов и напряжений (нагрузки) или необратимой реакции стресса, произошедшего в прошлом или настоящем.

Важно, чтобы клиент полностью доверился психологу, посредством беседы - диалога о проблеме запускается психотерапевтический механизм. (Rutter Michael, 1995)

Психотерапия применяется при стрессе, фобиях, неврозах, субдепрессиях и депрессиях, личностных расстройствах, посттравматических стрессах, созависимостях, утрате близкого человека, переживаний тяжелого заболевания.


Групповая психотерапия – группа классической интенсивной психотерапии по Карлу Роджерсу. Одно из самых распространяющихся и эффективных открытий века. Группы возникли и развивались сами, без какого-либо участия со стороны различных официальных заведений. Сотрудник Массачусетского технологического института Курт Левин в начале 40 годов, выдвинул мысль о том, что современное общество недооценило важный тип воспитания – научить людей понимать и чувствовать полноту и сложность межличностных отношений. Группы представляют собой изучение межличностных отношений, участники которых обучались умению разбираться в природе своих отношений с другими людьми, во взаимоотношениях в группе. Постепенно многие участники группы чувствовали всевозрастающее доверие друг к другу, все чаще проявляют друг о друге заботу. Цель групповой психотерапии развивать и совершенствовать личность, межличностные отношения и общение.


Тренинг социально - психологический – ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с детьми, подростками их родителями и прародителями. Социально - психологический тренинг направлен на развитие личностного роста. На развитие общения, взаимодействия со сверстниками, осознания своих чувств и переживаний себе подобных. Социально-психологический тренинг для взрослых – родителей и прародителей направлен на осознание родительского отношения к своему подростку, на умение конструктивно решать родительские и супружеские проблемы, разногласия и ссоры конструктивным способом.

Тренинг социально - психологический является одной из распространенных форм гуманистической психологии. Групповые формы дают поддержку, приобретение социального взаимодействия, закрепление социально одобряемых и допустимых форм взаимодействия в группе на межгрупповом уровне, приобретении поведенческих навыков с помощью моделирования ситуации, группа способствует личностному росту. В ходе групповой работы с подростками и их родителями процессы приводят к психотерапевтическим эффектам - сплоченности, единству, личностному росту, обмену информацией, катарсису (очищения). Благодаря катарсису достигается снижение напряжения, приобретается облегчение и уверенность в себе.

Акцент в тренинге ставится на создание климата доверия, позволяющего реализовать большую, по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. Участники имеют возможность увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развитие компетентности в общении.

Ведущий тренинга - является соучастником. Он опирается на ряд принципов в организации занятий:

  • принцип активности участников группы – члены группы постоянно вовлекаются в различные действия, обсуждение, проигрывание ролевых ситуаций, наблюдение за поведением участников группы, выполнение специальных устных и письменных упражнений;

  • принцип исследовательской позиции – создаются ситуации, решение которых, нужно найти самим участникам, самостоятельно сформулировать закономерности и взаимодействия людей;

  • принцип объективности поведения – указывает на перевод поведения участников с импульсивного на объективированный уровень и организацию обратной связи;

  • принцип партнерского общения – предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, принятие решений с максимальным учетом всех участников группы.

Системная семейная консультация.

Для коррекции системного семейного взаимодействия необходимо участие всех членов принадлежащих конкретной семейной системе, метафорически.

На этапе осознания психолог совместно с членами семьи рассматривают особенности параметров семьи. Психологические механизмы семейной дисгармонии выводятся на уровень осознания методами беседы, косвенными вопросами психолога и техническими приемами.

Межличностные отношения на сессиях реконструируются с применением практических заданий, упражнений, приемов и реализовываются и закрепляются членами семьи с помощью выполнения предписаний, домашних заданий с наличием обратной связи на следующей сессии.

Психокоррекционная работа проводится с различным составом семьи.

Состав коррекционного взаимодействия по необходимости:

  • индивидуально с каждым отдельным членом семьи;

  • диада – мама и ребенок, имеющий проблемы;

  • диада – супружеская пара;

  • триада - мама, папа и ребенок с нарушениями в поведении, учебе;

  • ядерная семья - родители и все дети данной семьи;

  • расширенная семья - родители, дети, прародители и другие значимые родственники.

По окончанию проводимого курса системой семейной психокоррекции проводится психологом и всеми членами семей подведение итогов психокоррекционной работы.


Системная семейная психотерапия - одно из направлений психологической помощи. Является молодой психотерапевтической развивающейся в последнее время школой. Как самостоятельное направление, возникло в 50 – е годы 20 века в рамках зарубежной психотерапии. Этот подход развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Концепцию системной семейной психотерапии составила общая теория систем. При этом подходе объектом психотерапевтического воздействия является вся семья, вся семейная система. Семья - социальная система динамических связей и отношений друг с другом. Семья - самоорганизующая система и начало ее изменения находится внутри ее самой. В данном психотерапевтическом подходе понимается, что поступки людей вторичны, прежде всего, они подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. В связи с этим, любого ребенка необходимо рассматривать в контексте его системы семьи.

Системная семейная психотерапия работает на развитие личности в семейном окружении. Резервы, заключенные в благожелательных семейных отношениях, способны оградить человека от сложностей жизни, помочь в решении его психологических проблем. При этом исход, ответственность за результат работы лежит на семье. Психолог не может дать клиенту больше, чем его члены семьи. Психолог лишь способствует запуску положительного семейного механизма.

Научно - психологической основой для семейной психотерапии служат психология развития личности в семейном окружении и психология межличностных отношений в семье. Социология семьи, культурология, социобиология также вносят существенный вклад в формирование методологической основы. Системная семейная психотерапия за рубежом в настоящее время представляет собой целый мир, область науки, сообщество профессионалов с уже установившейся этикой, правилами и традициями, часто противоборствующих друг с другом направлений и подходов, со своей собственной историей и классиками. Ими являются Вирджиния Сатир, Карл Витакер, Сальвадор Минухин, Мара Сельвини Палазолли, Джем Хейли, Мюррей Боуэн, Клу Маданес, Линн Хофман и другие.


Метод «Гештальт – терапия» разработал психотерапевт Фриц Перлз. Согласно его взглядам, личность состоит из множества частей, и это делает ее неповторимой. По мере роста и взросления человек переживает различные чувства и приобретает страхи. Гештальт – терапия связана с интеграцией расщепленных частей в цельную личность. Гештальт – терапия сконцентрирована на текущих, сегодняшних переживаниях испытуемого. Ф. Перлз делает ударение на фиксацию переживаний и чувств «здесь и теперь». Меньше уделяет внимания прошлому и будущему. Ф. Перлз пишет: «Как только Вы оставляете твердый фундамент настоящего, и ваше внимание обращается в будущее, вами одолевает тревога и беспокойство».

Концепция Фрица Перлза рассматривается в рамках экзистенциального гуманизма. Он утверждает ответственность испытуемого за свою судьбу. Цель – достижение зрелости личности, в понимании Ф. Перлза – оптимального состояния, возникающего при преодолении тревоги, страха, осознания своих возможностей и умения добиваться всего своими силами путем к новым продуктивным формам поведения.


Телесно - ориентированная терапия ориентированна прежде на реакции тела пациента. Особое внимание уделяется дыханию, позам, мышечному тонусу и двигательным упражнениям. В ходе групповых занятий применяют упражнения. В выполнении упражнений отражается скрытый символизм. Ощущения и переживания имеют значимый характер, поэтому они отражаются в мышечных зажимах. Эмоции и чувства, мысленные образы отражаются телесными реакциями.


Игровая терапия – один из методов эмоциональных состояний, социо - психолого - педагогической коррекции поведения. В основе игровой терапии лежит использование игровых методик, форм, средств, ситуаций. Уникальность психокоррекционного воздействия игрового потенциала на ребенка, подростка, в процессе социально - культурной деятельности ставит данное направление в разряд наиболее применяемых и эффективных.

Цель игротерапии – проигрывание стрессовых ситуаций, моделирование новых, тренинг эмоций, снятие зажимов, вовлечение ребенка в социальные виды взаимодействия. Ее целью является выявление творческого потенциала способностей, развитие психических сенсорных функций, расширение спектра общения, повышение социальной активности. А так же развитие интеллекта, коммуникативных навыков, выработка активной жизненной позиции, содержание досугового времени, ориентация в пространстве, апробирование социальных ролей. Кроме этого, активизация формирования произвольности психических процессов - внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи и волевой активности.

Благодаря изменению отношения к себе и к другим людям, улучшается его психологическое самочувствие, повышается самооценка.

Игра сама по себе не является терапией. Она лишь способ достижения понимания предлагаемый ребенку во время психотерапевтического лечения. Предметы помогают ему выразить свои чувства и мысли. Это могут быть краски, пластилин, куклы, солдатики и др. (Rutter Michael, 1995)

Ребенок получает возможность вступить в значимую личностную связь не только с психологом, но и с родителями, которые при специальной направленности игротерапии открываются как самые дорогие, надежные и близкие друзья.

В игре клиенты выражают свой внутренний мир, свое самочувствие, самостоятельно организовывают и развивают сюжетно - ролевые игры, игры драматизации, импровизируют, сочиняют проектные игры.


«Метод Арт – терапия» является творческим самовыражением в различных видах искусства. Арт – терапия, терапия творчеством и искусством является одним из наиболее доступных, продуктивных и эффективных методов работы с клиентами.

Основу работы составляет общение с психологом на уровне символов и образов.

Цель арт - терапии - непосредственность и свобода самовыражения на чувствах, переживаниях, проработка как зрительных, так и кинестетических ощущений. По мере достижения результата повышается самооценка, приобретаются технические навыки живописи, ваяния. Клиент проявляет в символах чувств и ощущения, которые он обычно подавляет. Для психолога такое выражение является материалом для психологического и психотерапевтического анализа. Арт – терапия является не столько самостоятельным направлением, сколько представляет собой реализацию основных идей психоанализа, гештальт – терапии и гуманистического направления психотерапии в целом. Этим определяется неограниченный набор упражнений и техник, которые могут быть использованы и приведут к обогащению внутреннего мира, межличностной коммуникации и т. д.


Метод «Холодинамика» - система принципов и процессов, разработанных американским ученым, специалистом в области психологии, психотерапевтом, физиком Верноном Вульфом. Метод в нашей стране молодой, применяется сравнительно недавно, с 1992 года, тогда, когда ученик Вернона Вульфа, Керк Ректор проводил обучающие семинары по новой технике.

Холодинамика - процесс отслеживания как метод самопомощи в трудной ситуации, для гармонизации состояния человека в кризисной ситуации, т. е. является одним из психокоррекционных методов. Цель метода холодинамика: дать инструменты для раскрытия Полного Потенциала в каждой из сфер человеческого опыта, познакомить с новым экологическим подходом к миру, дать представление о холодайнах (единицах сознания), влияющих на наше поведение. Методика основывается на таком подходе, что существуют разные стереотипы, которые влияют на качество принимаемых нами решений и действий, которые мы совершаем. В данном случае стереотипы называются холодайнами – единицами сознания. Самый главный холодайн – Полный Потенциал человека. Это безграничное «Я», это «Я» – без ограничений.


Метод «Расстановки», применяется в рамках системной семейной психокоррекции. Метод очень молодой, автором которого является немецкий психотерапевт Берт Хеллингер. Метод основан на философской и психотерапевтической феноменологии. В методе «Расстановки» рассматривается право на принадлежность к семейной системе, правила системой семейной динамики и психотерапевтических техниках этого метода. Б. Хеллингер пишет, что ключ к решению всех проблем в собственных руках самого человека. Путь к исцелению всегда открыт перед ним, нужно иметь мужество и силы на него вступить. Нужно уметь увидеть этот путь и не отворачиваться от истины.


И другие классические методы.


Календарь
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей