Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 20:17


Система Orphus

Инновационные направления работы в педагогической деятельности

Болотова Н.П.

Сегодня, в современных условиях, дети получают не только среднее образование. Время требует разносторонних, количественных и качественных знаний. Курсы иностранного языка, компьютерные курсы, музыкальные, художественные и спортивные школы, все эти дополнительные занятия к учебной программе составляют большую, или очень большую нагрузку для учащегося. Надо признать, что наши дети интеллектуально и эмоционально очень загружены, если они находятся в течение дня в школе с дополнительным образованием, или в группе продленного дня. Мы с вами знаем, что длительное время находиться в учреждении с большим количеством людей ребенку психологически очень тяжело. Это может являться причиной возникновения невроза, психосоматического заболевания или обострения существующего диагноза. В массовой общеобразовательной школе многие дети имеют диагнозы, и не редко сложные, среди них есть дети – инвалиды и в связи с этим, стоит вопрос о подготовке учителей оперативной медицинской помощи ребенку в момент обострения эпилепсии, психоневрологического заболевания, бронхиальной астмы или сахарного диабета. Ведь в кризисный момент поднятия сахара, ребенок может терять даже ориентацию. К сожалению, в университетах не готовят учителей для работы с детьми инвалидами, а ведь они в школах занимают не малый процент. При подготовке студентов необходимо уделять внимание обучению работе с данной категорией учащихся.

Последние 10 лет, актуально и остро стоит проблема детей - инвалидов в школьном коллективе, в семье. Недостаток в том, что раньше в рамках системы образования не занимались этой проблемой, не работали над ней.

В настоящее время возникла острая необходимость в таких направлениях работы, как профилактика возможного обострения заболевания, проявлений психологических, соматических и психоневрологических особенностей учащегося, психокоррекция и реабилитация инвалида. Сегодня актуально стоит вопрос введения в школу должность клинического психолога. Совсем недавно, буквально 30 лет назад, в школах не было должности педагога –психолога. Но сегодня педагоги – психологи успешно работают, и школа даже испытывает недостаток в них для полноценной и эффективной работы, так как на тысячу и больше учащихся он, как правило, приходится один, иногда максимум два. Учреждение образования является тем самым очагом, где сосредоточены многие направления работы - педагогические и воспитательные, профилактические и медицинские, социальные и семейные и другие.

Следующая проблема, которую необходимо не только озвучивать, это проблема кризиса семьи, которая утеряла свой статус. Но мы знаем, что именно семья является средой обитания ребенка, где он формируется. Его поведенческие, психосоматические, клинические проявления часто зависят от того, насколько отношения в семье гармоничны или дисгармоничны. Семья и внутренние отношения в ней, являются формирующими и здоровье сберегающими ребенка. В школе работа с семьей сводится к индивидуальным встречам с учителем, и к групповым, в виде классных собраний. Опыт показывает, работа с семьей в школе будет проходить эффективно тогда, когда будет, введена должность семейного психолога.

Квалифицированного психолога, со специализацией семейного психолог. Деятельность семейного психолога направлена на изменение неблагоприятных детско – родительских отношений, супружеских, и отношений между поколениями, которые влияют на психическое здоровье ребенка и познавательный учебный процесс. Опыт показывает, что дети, рожденные практически здоровыми, при неблагополучных семейных отношениях и неблагоприятных условиях воспитания приобретают психосоматические заболевания, психопатологические черты, уходят из дома бродяжничать, проявляют другие негативные симптомы и попадают на лечение в психиатрическую клинику. Работа семейной терапии направлена на гармоничные отношения среды обитания ребенка. Практический опыт работы семейного психолога на базе школы № 16 г. Балашиха Московской области, директором которой является, Миклушонок Л. К. показывает, что родители учащихся школы готовы решать проблемы своей семьи, проблемы взаимоотношений в ней, готовы обращаться к семейному психологу, но не всегда знают, где, когда и к какому специалисту нужно обратиться. Предложенное направление работы семейного психолога в общеобразовательной школе на родительских общешкольных собраниях, на лекториях имело большой отклик со стороны родителей. Семьи активно посещали специалиста, работали над своими проблемами и достигали желаемый результат.

Многолетний опыт психолого – педагогической деятельности показывает, что современные дети физически ослаблены, истощенны, часто болеющие, со сниженным иммунитетом, поэтому, необходимо обратить внимание на лечебную педагогику, которая включает в себя щадящий режим учащихся, условия для отдыха, возможности для восстановления при помощи физкультминутки, танцевальных и релаксационных мероприятий, и обязательно игры.

Вопросами игры занимались многие специалисты в области педагогики, психологии, медицины, социальной деятельности - А. Адлер, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский и другие. Игры в педагогике применяли на протяжении многих веков. Еще в древние времена философы знали возможности игры и ее влияние на человека.Еще в семнадцатом веке Я. А. Коменский рассматривал игру как педагогическую силу. Именно поэтому, в седьмом классе он ввел в расписание игру, как предмет.

ООН провозгласил игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Замечено, что за последние годы дети стали меньше играть в настольные игры, сюжетно – ролевые. Это связано с множеством причин - у детей много времени уходит на обучение, на дополнительное образование. Кроме этого на смену обычным играм появилась компьютерная игра. Ребенок компьютерной игрой играет без ограничений родителями и взамен получает замену реального общения со сверстниками, с родителями, уход от действительности, в свой внутренний мир, падения зрения, напряжение мышц т. д. Кроме этого родители недооценивают, а чаще обесценивают игру как таковую, в силу своей не компетентности, считая ее развлечением.

В сентябре 2006 г. нами проводился опрос с 18 учащимся – первоклассниками:

  • Есть ли у тебя игрушки?

  • Есть ли у тебя настольные игры?

  • Играют ли с тобой родители игрушками?

  • Играют ли с тобой родители в настольные игры?

Утвердительно ответили, что есть игрушки, и с ним играют родители или один из них, лишь 3 ученика из 18, что составляет одну шестую. Остальные дети давали следующие ответы: «Нет», «В последнее время не играем», «Их (игрушек) нет», «Нет, но хотелось бы». «Нет, с папой кувыркаюсь по выходным», «Нет, и не хочется, я сам играю», «Редко», «Нет, и не хотел бы», «Нет, они всегда заняты», «Нет. Зачем? Они (игрушки) у меня что, тяжелые?», «Нет, у меня нет игрушек», « Я их (родителей) заставляю играть, но они все – время заняты».

Очень важно ребенку научиться играть одному, но так же важно научить его играть со сверстником, с родителем. Научить взаимодействовать в игре, уступать, делиться, проявлять инициативу. Важно, чтоб родители играли со своим ребенком, со своими детьми. Важно не только для самого ребенка, для его психического развития, но и для родителей. В игре родитель и ребенок находятся на одной ступени, в равных партнерских отношениях. Именно в этот момент создается доверительная, непринужденная, дружественная обстановка. Ребенок в этот момент открыт для взаимодействия, общения, в родителе в этот момент он видит союзника, чувствует, что его принимают, понимают и поддерживают. В игре, благодаря родителям, он осваивает социальные нормы, нормы поведения. Общее взаимодействие в игре сближает близких людей, формирует совместные традиции, общий досуг, доверие друг к другу и другие направления формирования и развития ребенка.

Специалисты разных направлений разделяют мнение о том, что игра выполняет много различных психолого - педагогических функций и формирований у ребенка:

  • снимает напряжение и утомляемость;

  • позволяет проявлять способности;

  • дает возможность проявлять самостоятельность;

  • помогает вырабатывать способы сотрудничества;

  • формирует формы общения;

  • вырабатывает отношение к людям;

  • развивает произвольное поведение;

  • формирует самоконтроль;

  • активизирует правое полушарие;

  • развивает образное воображение и мышление;

  • развивает креативное мышление;

  • развивает речь;

  • развивает интеллектуально;

  • развивает когнитивные способности;

  • развивает взаимодействие межполушарных структур и другое;

  • позволяет развивать умственно отсталых людей;

  • корректирует психологические трудности (страхи, аутичное поведение…);

  • развивает личностный рост;

В рамках профессиональной деятельности учителя, психолога, педагога дополнительного образования, социального педагога, предлагается инновационная игровая технология Мозартика. Игра Мозартика является именно психолого – педагогическим средством. В работе педагога она является развивающей, ментальной, релаксационной. В работе психолога проективной, диагностирующей, коррекционной, психотерапевтической. Мозартика применяется как для развития ребенка в целом, так и для профилактики правонарушений, безнадзорности, беспризорности, для профилактики отклоняющегося развития, для психокоррекции семейных отношений, для психотерапии посттравматических состояний.

Первые игровые комплекты изготовлены при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Минтруда России. Мозартика состоит из серии ментальных игр под названием «Образ мира». В серию вошли игры с ассоциативным воздействием - «Витраж», «Деревня», «Город», «Острова в океане», «Пустыня», «Космос». Для развития 3 – 5 летних детей разработаны игры «Чудо – дерево» и «Павлин». В каждой игре Мозартики есть игровое поле и набор специальных фигурок. Фигурки имеют геометрическую форму, цвет, символическое изображение, архетипы, которые соответствуют отдельно каждой игре – дома, горы, вода, зелень, песок, вселенная и другое. Каждый игровой комплект расписан с использованием изобразительного искусства, и это является важным для психологического и психотерапевтического позитивного воздействия. Мозартика является подходом к разрешению социально - психологических проблем детей индивидуальным и групповым способом. Группой могут являться дошкольники, школьники, коллеги единого коллектива, члены семьи и другие. Комплект каждой игры, которым играют, расписан на специальных столах из дерева, а так же имеет вариант типографии, что создает удобства в работе специалиста в любом кабинете, для классных и школьных мероприятий, для выездных мероприятий.

Инновационная игровая технология Мозартика была нами эффективно апробирована на 500 детях в детских социальных центрах различных районов Москвы - Восточное и Северное Дегунино, Марьино, Отрадное, Вешняки, Новокосино, Новогиреево.

После апробации технология Мозартика успешно, и с позитивными результатами применялась:

  • для психодиагностики и психокоррекции учащихся в общеобразовательной школе № 16 г. Балашиха, в том числе для реабилитации учащихся с инвалидностью, различной тяжести;

  • для развития, коррекции и реабилитации детей с клиническими проявлениями: ЗПР - задержкой психоречевого развития; СДВ - синдромом дефицита внимания; ДЦП - детским церебральным параличом; РДА – ранним детским аутизмом в Реабилитационных центрах г. Воскресенск, Ступино, Сергиев – Посад, Реутов, Королев, Коломна, Кострома;

  • для коррекции детей различных групп риска - безнадзорных, беспризорных, девиантного поведения, асоциальных находящихся в детских социальных приютах г. Москва и Московской области, г. Кострома и другие;

  • для психокоррекции детей – сирот, детей проживающих вне родительского дома, детей живущих в детском приюте г. Щелково, директором которого является Куранова И. Г.;

  • для психологической коррекции детей детского сада № 129, пострадавшим во время первого теракта г. Москва, по адресу: Каширское шоссе, д. 6, директором которого является Губайдуллина М. А.

  • для психокоррекции детей г. Беслан, переживших захват школы №1;

  • для диагностики внутрисемейного взаимодействия, выявления проблемных зон в семье; психокоррекции дисфункциональных семей, имеющих проблемы или конфликты супружеские, детско - родительские, между поколениями, в рамках системного семейного подхода; для реабилитации семей переселенцев и беженцев; семей без постоянного места жительства; для адаптации семей с приемными детьми, с приемными родителями; для неполных семей.

Все перечисленные категории имеют высокий уровень тревоги, фобии, разрушенную картину мира. Благодаря игре, снимается психологическое напряжение, уровень тревоги, повышается самооценка, приобретается уверенность в себе. Поэтому игровую технологию Мозартика рекомендуется применять педагогам и психологам на практике с детьми, у которых наблюдается повышенная утомляемость, тревожность, проблемы внимания, подавленность, агрессия, психомоторное нарушение, страхи, напряжение, аффективные нарушения, проблемы коммуникации, инертность процессов, нарушение познавательной деятельности, для социальной поддержки детей группы риска и построения нового жизненного пространства.

Очень эффективно, с положительными результатами, Мозартика применяется сегодня с дошкольниками в работе психолога Шпуковой В. Н. в детском саду № 742 г. Москва, Южного округа, директором которого является Ламонова И. В.

Таким образом, предлагается ввести подготовку студентов и учителей обучению учащихся – инвалидов, а так же для оказания им оперативной медицинской помощи; ввести в детский сад и общеобразовательную школу клинического психолога с целью профилактики психических отклонений, психокоррекции и реабилитации, в том числе детей – инвалидов; ввести в детский сад и общеобразовательную школу семейного психолога для работы с семьей, с целью проведения системной семейной психотерапии в случае необходимости; ввести в педагогическую деятельность воспитателей, учителей и социальных педагогов новые игровые методы, новую игровую технологию Мозартика, авторские права которой принадлежат Центру коррекционной педагогики «Сломанный цветок».


  Назад

Просмотров: 7964


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Мария
Дата: 2009-04-06

Действительно, одного или двух психологов, в школе не достаточно.

Комментарий добавил(а): Константин
Дата: 2011-10-02

Здорово!

Комментарий добавил(а): Зоя, педагог
Дата: 2011-11-11

Мне понравилась статья

Комментарий добавил(а): Ольга Ивановна
Дата: 2012-05-04

Нужный материал

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей