Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 16:57


Система Orphus

Системная семейная психокоррекция семьи подростка – инвалида

Болотова Н.П.

Системная семейная психотерапия (коррекция) - молодая психотерапевтическая школа, развивающаяся в последнее время. Концепцией системной семейной психотерапии (коррекции) составила общая теория систем. Важно понять, что при этом подходе клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия. Семья - социальная система динамических связей и отношений друг с другом. Она самоорганизующая система и начало ее изменения находится внутри ее самой. В этом психотерапевтическом подходе понимается, что поступки людей вторичны, прежде всего, они подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. В связи с этим, подростка – инвалида необходимо рассматривать в контексте его системы семьи.

На приеме у психолога родители подростков – инвалидов имели следующие внешние проявления - подавленность, многоречивость, агрессивность, плаксивость, напряженность, инфантилизм, неврозоподобные состояния. Внешние симптомы указывали на необходимость работы не только с подростками – инвалидами, но и с самими родителями.

Семьям подростков – инвалидов опорно – двигательного аппарата в количестве 64 семей была предложена системная семейная психотерапия. 22 семьи считали, что она им необходима и были согласны на ее проведение. 6 семей сомневались в прохождении курса системной семейной психотерапии, но в последствии дали согласие на психотерапию. 36 семей отказались от семейной психотерапии.

Системная семейная психотерапия проведена 28 семьям подростков – инвалидов с применением методов, приемов и техник системного подхода для гармонизации семьи, функциональности детско – родительских отношений, супружеских и межпоколенных. Все перечисленные отношения влияют на психологическое развитие подростка - инвалида, его эмоциональное состояние, а значит и на познавательные процессы.

Для исследования 28 семей подростков - инвалидов были заведены Регистрационные карты семьи, в которых отмечались все посещения семьи, результаты психодиагностики, этапы работы с семьей, динамика системной семейной психотерапии, результат терапии и рекомендации.

70% родителей принимавших участие в исследовании считают, что помощь психолога подростку - инвалиду необходима в связи с тем, что:

  • Ребенок робкий, замкнутый;

  • Ребенок не контактный, не имеет желания общаться со сверстниками и взрослыми;

  • Ребенок не может хорошо учиться, плохо учится;

  • Ребенок ленивый;

  • Ребенок не самостоятельный;

  • Ребенок не называет маму мамой.

Эти проблемы, 70 % родителей, и являлись запросом со стороны родителей подростков – инвалидов к психологу.

30% родителей, исключительно мамы подростков – инвалидов, принимавшие участие в исследовании, дали запросы на супружескую психотерапию. Они прозвучали так:

  • «Трудности общения с мужем»;

  • «Уйдет из семьи из - за трудностей»;

  • «Вдруг уйдет от меня, от неполноценной, потому – что родила больного ребенка?»;

  • «Чувство вины перед мужем и родственниками»;

  • «Мало внимания от мужа, он все время работает».

  • «Проблемы с супругом»;

  • «Боюсь иметь будущих детей, а муж хочет второго ребенка».

За всеми этими высказываниями, слышится одно – страх потерять мужа. И это так же являлось запросом.

5% опрошенных родителей подростков - инвалидов дали запросы на психотерапевтическую работу межпоколенных проблем, они прозвучали таким образом:

  • «Нет понимания между мамой, бабушкой и ребенком»;

  • «Недостаточно помогают прародители»;

  • «Прародители обещали помочь физически и морально, а после рождения ребенка – инвалида забыли это сделать»;

  • «Прародители плохо влияют на своего сына, отца подростка - инвалида, настраивают против его жены, матери ребенка».

За этими высказываниями мы слышим обиду на прародителей.

40% родителей подростков – инвалидов дали запрос на работу со своими чувствами:

  • Чувство вины перед ребенком – инвалидом;

  • Обида за ребенка - инвалида, что он такой;

  • Вина перед сыном - инвалидом, за то, что мало уделяла ему внимания, считая, что он уже взрослый и сам должен справляться со своими переживаниями;

  • Вина перед подростком - инвалидом, за то, что уделяла мало времени из – за рождения второго ребенка;

  • Жалость к ребенку, за то, что он инвалид.

  • Жалость к себе, за то, что ребенок – инвалид;

  • Одиночество.

Такие запросы направлены на работу с чувствами – вина, жалость, обида.

5% составляют запросы на психологическую работу, связанную с переживаниями прародителей. С их слов:

  • «Родители не занимаются ребенком, отвергают его, не навещают ни в клинике, ни в интернате».

  • «Не хватит времени по старости поставить ребенка на ноги».

Работа на принятие подростка – инвалида своими родителями, на их ответственность, соблюдение границ прародителей и понятия брать и давать.

Выявлено, что структура и особенности ролей, встречающиеся в семьях подростков – инвалидов следующие:

  • Мама функционирует в роли папы, так как он отсутствует, а бабушка выполняет роль мамы;

  • Мама выполняет роль папы, при его наличии, тогда как папа является домохозяин;

  • Мама функционирует и в роли мамы и в роли папы, а папа функционирует в роли ребенка;

  • Родители функционируют как несостоявшиеся дети, оба не работают, имея сына – инвалида, и находятся на иждивении у своих родителей;

  • Подросток - инвалид в роли родителя, так как успокаивает маму из – за того, что он инвалид;

  • Подросток - инвалид мечтает в будущем быть бизнесменом, чтоб быть независимым от своей матери, которую не может называть мамой;

  • Подросток - инвалид чувствует вину за то, что папа ушел из семьи.

В смещенных ролях и подобных ситуациях психотерапия ведется на гармоничную структуру и функциональные роли в семье.

Любая система имеет границы. И в результатах исследования семей подростов - инвалидов наблюдаются внешние жесткие границы у 40% семей. Это говорит о том, что такие семьи не каждого впустят, они тщательно охраняют внутренний покой, стабильность и постоянство семьи. Внешние размытые – у 60% семей, что указывает на открытость и одновременно закрытость семьи. Внутренние жесткие границы у 20% семей, что указывает на строго заведенные правила, традиции и порядок. Внутренние размытые границы у 80% семей.

Внутри каждой семьи существуют привязанность, близость и сплоченность. Привязанность, близость, сплоченность семей подростков – инвалидов очень высокая у 30% семей, это указывает на то, что этот тип семьи запутанный. Умеренно высокая у 20% семей, что указывает на объединенный тип семьи. Умеренно низкая у 20% семей – разделенный тип семьи. Очень низкая у 30% семей, этот тип разобщенный.

Рассмотрим иерархию, доминирование, степень влияния на принятие решений в полной семье подростка – инвалида.

Исследование показывает, что в 45% семей доминирует, имеет влияние на принятие решения мама, 30 % папа, 25% ребенок, 10% прародители.

В неполной семье 38% мама, 30% подросток – инвалид, 32% прародитель.

Рассмотрим гибкость, изменение в ролях, в руководстве в семьях подростков – инвалидов. Очень высокая гибкость у 20% семей, что указывает на хаотичный тип семьи. Умеренно высокая у 10% семей, что указывает на гибкий тип семьи. Умеренно низкая у 30% семей, показатель структурированного типа семьи. Очень низкая у 40% семей, - регидный тип семьи.

Рассмотрим области дисфункций семей подростков – инвалидов. Исследование выявило, что дисфункции проявляются в следующих областях. Коалиции через поколение, скрытые – у 20% семей, перевернутая иерархия – у 40% семей, несбалансированная иерархия – у 15% семей, наличие ребенка - «аутсайдера» - у 20% семей.

В семьях подростов – инвалидов существуют варианты коммуникативного аспекта. Они возникают при следующих обстоятельствах и отношениях.

Если возникает очередная проблема или потребность у подростка – инвалида; желание родителей, подростков или супругов быть вместе друг с другом; интересно общаться друг с другом.

Существуют явные и скрытые конфликты в семьях подростков – инвалидов.

У ребенка с мамой – 3%, у ребенка с папой – 1%, у мамы с ребенком – 25%, у папы с ребенком – 1%, у ребенка с прародителем – 1%, у мамы с папой – 50%, мамы с прародителем – 10%, у папы с прародителем – 3%, у прародителя с мамой – 7%, у прародителя с папой - 10%. Из результатов исследования видим, что половина всех возникающих в семьях конфликтов у мамы с папой.

В семьях семей подростков – инвалидов существуют семейные мифы. Например:

  • «У нас больных нет, все здоровые».

  • «У нас очень больной ребенок, все и все должны «крутиться» возле него».

  • «Все должно быть подчинено больному ребенку».

  • «Ребенок не болен, не стоит обращать излишне на него внимание».

  • «Мы беспомощные, нам нужна всяческая и постоянная помощь».

  • Мы сильные, в помощи не нуждаемся и справимся сами».

За высказываниями стоит не объективное отношение к подростку - инвалиду и к своей семье, а так же к своим возможностям, физическим и моральным силам.

Могут существовать страхи связанные с семейной психотерапией. Рассмотрим опасности и страхи родителей, связанные с психотерапией (с их слов):

  • «Муж узнает о моих слабостях и переживаниях»;

  • «Муж обидится, что жаловалась психологу»;

  • «Усугубится положение в семье в связи с посещением к психологу»;

  • «Ребенок не поймет мое обращение к психологу, будет считать, что «наговаривала» на него»;

  • «Психолог может, не так решить проблему как хотелось бы…».

Это говорит о том, что общество еще не все знает о том, чем может помочь психолог, семейная психотерапия. Общество еще до сих пор путает деятельность, рабочую направленность и задачи таких специалистов, как психиатр, невропатолог, психотерапевт, психолог. Необходимо общество просвещать в таких вопросах, тогда и страхов у них, связанных с посещением подобного специалиста будет меньше, а значит и результат будет получен быстрее.

Далеко не каждый осознает свои проблемы и не каждый готов их признать и открыто заявить. Поэтому семья часто обращается с закрытым запросом к психологу. Рассмотрим закрытые запросы родителей подростков - инвалидов:

  • «Нам (мне) плохо, я устала, не вижу выхода из ситуации больного ребенка»;

  • «Помогите, не вижу в жизни смысла, перспективы»;

На самом деле работа показала, что за этими фразами стоит не то, что мамы предъявляют. За этим стоит непринятие своих подростков - инвалидов.

В рамках системной семейной психотерапии была проведена работа:

  • индивидуально с подростком – инвалидом, индивидуально с матерью подростка - инвалида, с отцом подростка – инвалида, с бабушкой, с дедушкой, с сестрой, с няней;

  • с диадой, то есть с супругами, родителями подростка – инвалида;

  • с триадой, то есть с мамой, папой и подростком – инвалидом;

  • с ядерной семьей, то есть с родителями и детьми;

  • с расширенной семьей, то есть с родителями, детьми, прародителями.

Основные этапы работы состояли из психодиагностики, психотерапии (технические приемы, осмысление), закрепление терапии (выполнение предписаний, домашних заданий), подведения итогов.

Подведя итоги можно оценить эффективность психотерапии, степень проявления симптоматики связанную с запросами родителей:

  • проявляется очень часто и значительно выражена – у 5% семей

  • проявляется часто или умеренно выражена - у 20% семей

  • проявляется очень редко или незначительно выражена – у 60% семей

  • симптоматика отсутствует – у 15% семей.

  • Рассмотрим степень изменения семейного функционирования:

  • функционирование ухудшилось – у 0% семей

  • отсутствие изменений – у 5% семей

  • функционирование улучшилось в отдельных сферах или в отдельных подсистемах – у 70% семей

  • функционирование улучшилось во всех значимых сферах и для всех членов семьи – у 25% семей.

Каждая семья прошедшая семейную психотерапию имеет степень удовлетворенности своим социальным функционированием:

  • низкая – у 3% семей

  • умеренная – у 17% семей

  • значительная – у 60% семей

  • выраженная – у 20% семей.

Таким образом, мы наблюдаем, что системная семейная психотерапия является эффективным подходом в работе с семьей подростков – инвалидов опорно – двигательного аппарата.


  Назад

Просмотров: 4258


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Олег
Дата: 2009-06-26

Интересные результаты!

Комментарий добавил(а): психолог
Дата: 2013-11-06

Дорогая мама (так вы представились), во-первых: психолог вам не советовала, а рекомендовала, а во-вторых: то. как пережить родителям инвалидность своего ребенка и как жить с этим дальше, поможет психолог. Обращайтесь!

Комментарий добавил(а): Валерий, 33 года
Дата: 2012-01-02

Нужная статья!Впечатлен!

Комментарий добавил(а): Светлана Афанасьевна
Дата: 2012-05-19

Какие показатели?! Ничего себе?!

Комментарий добавил(а): Анастасия
Дата: 2012-10-08

Живешь, и не думаешь, что кому-то тяжелее, чем тебе..., а думать об этом надо...

Комментарий добавил(а): психолог
Дата: 2013-04-12

Вам действительно нужна помощь психолога, тогда Вам будет легче и понятнее, как пережить беду.

Комментарий добавил(а): мама
Дата: 2013-02-18

У МЕНЯ ДОЧЬ ПОДРОСТОК НА ИНВАЛИДНОСТИ БОЛЕЗНЬ СВАЛИЛАСЬ НА НАС НЕОЖИДАННО. В один миг мир наш рухнул. Вот уже 4 ый год мы живем в страхе как дальше жить не знаю. К кому обратиться что делать. Психолог сказала что мне самой надо лечиться но советовать легко а как пережить то что твой ребенок инвалид и болезнь неизлечима. Как жить.

Комментарий добавил(а): Лидия Анатольевна, психолог
Дата: 2015-02-04

Психолог прав, если у ребенка проблемы со здоровьем, то мама подвержена стрессу. Конечно надо идти к психологу, иначе может развиться невроз, а он не безопасен.

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей