Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 16:52


Система Orphus

Развитие личности ребенка через его эмоциональное здоровье

Болотова Н.П., Шпукова В.Н.

Одной из самых важных, актуальных и обсуждаемых задач современного общества является обеспечение благоприятных условий для формирования полноценной здоровой личности.

Гармоничное развитие личности ребенка зависит от физического, психического, социального благополучия растущего человека и находится под влиянием многих факторов и обстоятельств.

Напряженная социальная, экономическая, экологическая, демографическая обстановка в современной России не могла не сказаться негативно на психологическом состоянии маленьких граждан. Год от года ухудшается эмоциональное благополучие, а вместе с ним и нравственное здоровье подрастающего поколения. Увеличивается число детей, ощущающих себя в жизни несчастными и ненужными. Растет количество детей, страдающих неврозами, а также детей с девиантными формами поведения.

В сложившейся ситуации в стране проблема отклонений в эмоциональной сфере и их коррекции является крайне актуальной и требует особого внимания. Особую важность приобретает коррекционная работа в случае эмоционально личностных нарушений у детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит закладка определяющих качеств личности. Существует множество трактовок понятия эмоциональных нарушений и различных подходов к определению природы данного вида отклонений в развитии. Филадельфийским центром развития ребенка (РСОС, США) эмоциональные нарушения определяются как расстройства эмоциональной сферы, поведения, выражающиеся в резкой манере проявления эмоций. Психолог О.А. Карабанова выделяет проблемы эмоционального развития, связывая их с неадекватной или неполной ориентировкой ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека. Часто такие проявления как капризность, несдержанность эмоций, повышенную возбудимость ребенка родители связывают исключительно с его характером, с наследственностью. Родители могут не всегда задумываться о реальных причинах психического состояния ребенка и необходимости здорового психического состояния для формирования личности. Это, как правило, происходит в силу своей педагогической несостоятельности, психологической неграмотности родителей.

Врачи, психологи выделяют факторы, которые определяют психическое состояние и здоровье ребенка. Количество таких факторов множество: недоношенность, его малый вес при рождении, асфиксия, тяжёлые заболевания в течение первого года жизни, родовые травмы, рождение с помощью кесарева сечения, токсикоз во время беременности. Возможны различные сочетания этих и других факторов. Они влияют на развитие психического здоровья ребенка каждый отдельно, в сочетании друг с другом, косвенно и прямо.

Отдельно нужно сказать о естественной среде ребенка, то есть его семье, детско – родительских отношениях как формирующих и здоровье сберегающих. Д. Боулби приводит пример матери, которая физически или эмоционально, отказывается от ребенка и тогда, в этом случае ребенок проходит три стадии - протест, отчаяние, отрешенность. Что в дальнейшем определяет тревожное состояние. Это состояние у ребенка может быть в случае тревожности самих родителей. Когда они не чувствуют уверенность в себе, в завтрашнем дне, их состояние передается ребенку и ему в этом состоянии приходится жить. Власть и авторитаризм родителей рождает тревогу у детей, так же как и их сверхзабота. Растет число неполных семей, родителей в разводе, и новый человек, пришедший в семью, например отчим, может ввести ребенка в состояние повышенной тревожности. Во всем мире растет тенденция насилия сексуального и семейного над детьми. Об этом много сегодня пишут. Одна из причин это та, что ребенок часто рождается не запланированным, случайным. В нашей стране такой статистики нет, а в Колумбии специалисты по работе с семьей пишут о том, что 80 % рожденных детей - нежелательные дети. Многие случаи из врачебной практики связаны с физическим насилием родителей над ребенком. А дети страдают и от отдаленных последствий любых форм насилия. Специалисты доказали, что у 90% детей, испытавших жестокое обращение, выявляются последствия переживания психической травмы. У 74% из них отмечались нарушения эмоционального, социального и моторного развития. У них, у всех наблюдались тревожные расстройства.

Микросоциальные факторы играют не малую роль в формировании здоровой психики ребенка. К негативным микросоциальным факторам можно отнести наркоманию или злоупотребление алкоголем одного или обеих родителей, наличие конфликтных отношений в семье, повышенные или пониженные требования родителей к ребенку и многие другие. Формирование психической патологии может встречаться как в полных, так и в неполных семьях, в семьях, где матери, а иногда и оба родителя, слишком юного возраста.

Семья группы риска характеризуется тем, что у нее: невысокий культурно - образовательный уровень, злоупотребление одного или обоих родителей алкоголем или наркотиками, низкое материальное положение, неудовлетворительные бытовые условия.

Из вышесказанного следует, что образ жизни и условия содержания, создаваемые существующими социально – экономическими условиями, являются теми факторами, которые, несомненно, влияют на психическое здоровье ребенка.

По мнению А. Фрейд эмоциональная жизнь ребенка менее сложна и более прозрачна, чем эмоциональна жизнь взрослых, поэтому ее можно наблюдать. Если ребенок получает подарок, он выражает радость, если ждет наказания или ссорятся родители – испытывает тревогу, страх и т. д.

Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога возникает эпизодически, а тревожность устойчивое постоянное состояние. Тревога может возникнуть при определенном событии, например, выступление на публике. Тревожность проявляется в самых различных ситуациях, в любой деятельности. К. Изард пишет, что тревога – это комбинация некоторых эмоций, страх – это только одна из них.

З. Фрейд выделял три разновидности тревоги:

  • реалистическую тревогу или страх перед реальной опасностью внешнего мира,

  • моральную тревогу, или чувство вины связанную с собственной совестью,

  • невротическую тревогу в связи с собственными желаниями и страстями.

С развитием человека тревога приобретает новые формы. Сначала это – биологическая эмоция, она возникает, перед ожиданием наказания. Затем она проявляется в виде стыда и вины, как внешняя оценка и самооценка. Такие эмоциональные чувства ребенку неприятно ощущать, и чтоб их избежать бессознательно вырабатывает механизмы защиты. На основе работ французских детских психиатров, существует классификация детских защитных реакций, которой придерживаются специалисты и в нашей стране:

  • Оппозиция, в виде активного протеста против невнимательности со стороны родителей к ребенку или требований взрослых. Оппозиция провоцируется обидой. Активный протест может проявляться сначала плачем, криком, ударами руками, ногами обидчиков, нанесением какого – либо вреда, затем в виде двигательного возбуждения с временным сужением сознания, злонамеренными поступками, вспышек гнева, агрессии, судорогами.

  • Отказ, изоляция, отрицание в виде пассивного протеста общения с близкими людьми, отказ от пищи, от игр, или наоборот неподвижность, заторможенность. Может часами сидеть один в уголке, не реагировать на просьбы воспитателя, на общение с ним детей. Если ребенок дома не получает достаточно внимания со стороны родителей, заботы, участия и заинтересованности, если родители по отношению к ребенку проявляют частые наказания, жестокое проявление, постепенно становится не контактным, закрытым – аутичным. Такой «поведенческий уход» является бессознательным защитным механизмом.

В случае пассивного протеста могут проявляться соматовегетативные функции в виде болей в животе, навязчивого кашля, энуреза, энкопреза, рвоты. В отдельных случаях может быть отсутствие речи - мутизм.

  • Имитация - это незрелая форма идентификации. Подражать определенному человеку, герою из мультфильма или фильма. Имитация у дошкольников и младших школьников, это эмоциональное отожествление себя с родителем, с воспитательницей или учительницей, со значимым человеком. Например, чтоб мама больше уделяла внимания старшей дочке, дочке приходится соответствовать поведению своей маленькой сестренки, так как мама ей уделяет значительно больше времени, ласки и заботы.

  • Компенсация - замена одних неудач другими успехами. Например, неудачи ребенка в интеллектуальных задачах, ребенок компенсирует спортивными достижениям, физическое нездоровье компенсирует чтением книг, внутреннее напряжение властностью и манипуляциями людьми. Если ребенок испытывает недостаток эмоционального тепла со стороны родителей, то он может уходить в мечты, иллюзии, в свой закрытый, от людей мир фантазий, что помогает ему снизить внутреннее напряжение.

  • Эмансипация - уход ребенка от влияния и контроля взрослых. В данном случае дети отстаивают свое право на голос, на самостоятельность, на принятие решения. Это может происходить, если ребенок испытывает необоснованные претензии родителей, завышенные или заниженные требования, грубость отца или матери.

Перечисленные защитные реакции в поведении дошкольников проявляются наиболее ярко, чем характерные механизмы защиты взрослых людей, что говорит о формировании у ребенка зрелой, стойкой психологической системы защиты. К ним относятся:

  • Вытеснение - желание ребенка не помнить, забыть, неприятные ситуации, заменить их на придуманные желаемые в случае напоминания взрослыми о неприятном, психологически болезненном случае.

  • Изоляция - уход ребенка в собственный мир, мир отчужденный. Это может приводить к высокой тревоге, к страхам, так как нет поддержки, уверенности. Часто уход от реальности происходит от дистантных отношений родителей к ребенку. От родительской холодности по отношению к ребенку. Такая изоляция может закрепиться за ним на всю жизнь, если не изменятся детско – родительские отношения.

  • Регрессия - уход ребенка в психологическом развитии назад, в предыдущие годы. Это может быть связано с повышенными требованиями родителей или прародителей. Регрессия может быть выражена уходом в болезненное состояние.

  • Сублимация - по З. Фрейду мы знаем, что это вытеснение сексуального любопытства, которое переходит в другое качественное желание. Например, желание деятельности, творчества. Это может быть желание ребенка создавать оригами, макраме, петь, лепить из пластилина, рисовать.

  • Замещение - связано с игрой, ролью в игре, проработкой в игровой форме негативных ситуаций и замещения их ребенком на желательные. Такая проработка агрессивных или тревожных чувств, замена эмоций дает ребенку уверенность, спокойствие, психическое равновесие.

Особенности или отклонения в психическом развитии ребенка зависят от времени, глубины и продолжительности негативного воздействия. Поэтому целесообразно как можно раннее выявление недостатков психического развития у ребёнка.

Продуктивным методом работы с тревожными детьми является комплексный подход. Он включает в себя индивидуальную, групповую и семейную психокореекцию. Как правило, такой подход обязательно должен быть аналитический и долговременный.

В индивидуальном психическом развитии дошкольника игра является ведущей деятельностью. Существует мнение специалистов, что игра возникла из труда. Ряд психологов определили игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Д.Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой формируется и совершенствуется управление произвольным поведением, социализация. В связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка, происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Психиатры, психотерапевты, психологи, видят в игре выражение глубинных инстинктов, влечений. Игра оказывает неоценимую помощь в состоянии тревоги ребенка. Она снимает напряжение и разрешает внутренние конфликты. Ребенок экстериоризирует, то есть проецирует свои переживания в игре и этим самым снимает их, очищается в игре. Происходит своего рода катарсис.

Для снятия повышенной тревожности у дошкольников мы применили игровую методику Мозарт – терапия. Методика сочетает в себе несколько направлений работы с детьми - игротерапию, арт - терапию, психоанализ.

В игровой ситуации ребенок проигрывает ситуации для проработки своего травматического опыта, выражая свою тревогу, свой страх, свой гнев и агрессию. По запросу воспитателя детского сада проводилась психодиагностическая и психотерапевтическая работа с девочкой шести лет. Со слов воспитателя, девочка ни с кем из детей группы не контактирует, замкнутая, обособленная, тревожная. Девочке предложена Мозарт - терапия. В игре «Усадьба» девочка из фигурок строит свой дом отдельно от дома своей мамы. «Здесь буду жить я, а здесь мама» - разговаривает она сама с собой в процессе игры. У психолога возникла гипотеза, трудных взаимоотношений мамы с дочерью. На следующей встрече девочке предлагается игра «Космос». И в этой игре девочка выкладывает из фигурок аналогичный сюжет. На одной из планет девочка строит дом для себя, а на другой планете дом для мамы. На вопрос психолога: «Кто в этих домах живет?». Девочка ответила: «В этом доме я, а в этом доме мама». Гипотеза психолога о проблемах детско – родительских отношений подтвердилась. В беседе с мамой девочки выяснилось следующее. Женщина вышла повторно замуж, имея эту девочку от первого брака, родился второй ребенок. Женщина в силу разных причин и чувств по отношению к девочке, не уделяет ей внимания и время, эмоционально холодно общается с ней. В данном конкретном случае была проведена комплексная работа психолога. Прежде всего, индивидуальная работа с мамой, параллельно индивидуальная работа с девочкой, работа с диадой – мама и дочка, семейная психотерапия, на которую был приглашен отчим и младший братик, Работа завершилась успешно, так как вся семья была заинтересована в хорошем результате. В индивидуальной работе с девочкой и в семейной психотерапии была применена методика Мозарт – терапия.

В процессе игры наступает момент, когда ребенок конструирует реальную свою проблему, воссоздает болезненную ситуацию, с которой необходимо работать. В игре воссоздаются переживания ребенком травмирующей ситуации, осознаются свои чувства, приобретается способность управлять и контролировать свои чувства в игре.

Характерной особенностью Мозарт - терапии является ее двупланновость, которая свойственна драматическому искусству, и элементы которого, существуют в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выражает реальною действительность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект.

В психологии существует понятие терапевтические метафоры, поскольку основная мысль рассказа представлена не в прямой – назидательной, а в скрытой – метафорической форме. Описание при помощи аналогии называется метафорой. Американские психологи Д. Милле и Р. Кроулин пишут, о том, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Кроме процесса создания и хранения образов правое полушарие мозга отвечает и за психическое здоровье, так как отвечает за эмоциональную и образную сторону мышления. В связи с этим, психосоматическая симптоматика может зарождаться в правом полушарии. Э. Эриксон писал, что поскольку симптомы являются сообщениями на языке правого полушария, то исследования метафор позволит напрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке. Длительное психическое напряжение, вызванное высокой тревогой, страхами приводит к дисбалансу в организме ребенка. Дисбаланс приводит в свою очередь к ослаблению, истощению ребенка, и даже к болезни. Если систематически предъявлять метафоры ребенку, то это приведет к активизации у него механизма самопомощи, что и прослеживалось в работе с дошкольниками детского сада. В самой структуре метафоры заложено обращение к внутренним ресурсам ребенка. Выделяют следующие стадии метафор:

  • метафорический конфликт,

  • метафорический кризис,

  • поиск и нахождение ресурсов внутри себя,

  • торжество и праздник.

Поскольку образы у детей рождаются разные, в том числе, пугающие, то одна из целей Мозарт – терапии, преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был спокоен, радостен. Повествование в игровом сюжете, в которое мы вписываем наши образы, выстраивает их в логическую цепочку, и они следуют один за другим. Это закладывает основу логического мышления. По разворачивающему игровому сюжету можно наблюдать, что ребенок не ждет и не просит помощи. Он сам находит в себе новые возможности, действует.

Чтобы описать свое внутреннее состояние, дети ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом разными сигналами – вербальными, визуальными, телесными, поведенческими о своем внутреннем состоянии

В психотерапевтической работе можно удачно сочетать Мозарт – терапию и сказкотерапию. На игровом поле могут разворачиваться сюжеты сказок, которые снимают напряжение, вовлекают в процесс осмысления проблемной ситуации и решения.

Психолог может сам предложить ребенку сказку. Может и ребенок самостоятельно ее придумать. В сказочной истории в символической форме находятся ключевые моменты переживания ребенка, понимание смысла этих моментов на сознательном или бессознательном уровнях дает возможность ребенку разобраться в своих чувствах. Многие дети обладают креативным мышлением и поэтому легко идентифицируют себя с героями сказок. Кроме этого, сказочные истории, являясь архетипами коллективного бессознательного, дают ребенку доступ к культурному наследию прошлых поколений.

Дети всегда проявляют интерес к игре. Многие могут работать со своими эмоциями самостоятельно уже после первых двух занятий. Изменения внутреннего мира можно проследить по содержанию сюжетной игры, по рассказам детей, по их поведению. Место разыгрывания сюжета может меняться на игровом поле, что в свою очередь может вести к изменению рассказа, который помогает ребенку найти доступ к своим внутренним ресурсам.

Применение Мозарт – терапии может сочетать в себе игру, метафору, сказку, что позволяет ребенку увлечься.

Мозарт – терапия имеет не только практическую значимость, но и культурно - эстетическую ценность. Культурно - эстетический потенциал Мозарт - терапии необходим сегодня современным детям. Недостаточно высокий культурно - образовательный уровень родителей дошкольников, мощное негативное влияние СМИ и другие источники информации влияют на искаженное представление о культурно - историческом наследии. Излишняя занятости родителей, усталость, раздражительность, не посещение музеев, выставок, создает у детей не верное представление о красоте, добре, зле, о моральных и нравственных ценностях. Достигая школьного возраста этот фундамент только укореняться в сознании ребенка.

Отторжение от культурно духовного наследия прошлого приводит к духовной нищете и нарастанию чувства тревоги. Мозарт - терапия помогает дистанцироваться от негативного воздействия окружающий среды. Она дает возможность приблизиться и прикоснуться к художественному замыслу. В игровой деятельности Мозарт – терапии меняется представление о мире, расширяется кругозор ребенка, появляется интерес и к другим видам творчества и т.д. В игре ребенок воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Наличие тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста может привести к школьной дезадаптации тогда, когда он будет первоклассником. А это в свою очередь скажется на его успеваемости, его мотивации и поведении. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью будет выступать общение, желание взаимодействовать, иметь друзей, он может испытывать трудности.

Мы проводили экспериментальное исследование в дошкольном образовательном учреждении № 742 Южного округа г. Москвы в течение двух лет в рамках психокоррекционной работы эмоциональных состояний детей. Одно из исследований было связано с тревожностью дошкольников. В нем приняли участие 93 ребенка пяти – шести лет.

Исследование состояло из трех этапов.

Первый - психодиагностика тревожности, второй – психокоррекция, третий – контрольная психодиагностика. Определяли уровень тревожности ребенка, с помощью наблюдения применяя критерии П. Бейкера, М. Алворд, опросника Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. «Признаки тревожности», и диагностической методики Р. Темпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», А. Л, Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Эта методика позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Психодиагностический материал включает в себя серию картинок, каждая из которых представляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию. Каждая картинка выполнена в двух вариантах – для мальчиков и девочек. Двусмысленность картинок имеет проективную нагрузку. Какой смысл придает ребенок именно этой картинке, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобной жизненной ситуации. Результаты заносились в протокол. На основе полученных данных проводился количественный анализ и по формуле вычислялся индекс тревожности, который равен процентному отношению количества негативных выборов к их общему количеству. Наряду с качественным анализом проводился и качественный анализ. Анализировался каждый ответ ребенка. После чего давался вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации. После обработки и интерпретации полученных данных удалось определить уровень тревожности каждого ребенка - участника исследования, количество детей и процентное соотношение с высокой тревожностью, средней и низкой.

Таблица 1.

Уровень тревожности
Высокий Средний Низкий
Количество
детей
% Количество
детей
% Количество
детей
%
м д м д м д м д м д м д
20 11 21.5 10.8 21 33 22.5 35.4 5 3 5.3 3.2

Высокий уровень тревожности имеют 31 ребенок, что составляет 32.3%, детей, средний уровень тревожности имеют 54 ребенка, это составляет 57.9%, низкий уровень тревожного состояния имеют 8 детей – 8.5%. Дети с высокими показателями в процессе исследования проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Их интересовало, что и как отвечали другие дети, проявляли вредные привычки невротического характера – кусали ногти, качали ногой, покусывали нижнюю губу и так далее. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности – учащалось дыхание, потели ладони рук, проявлялась гиперемия в области лица и шеи.

Дети со средним уровнем тревожности в процессе тестирования либо слабо проявляли внешнюю тревожность, либо внешне не выражали.

Данные исследования говорят о том, что более 90% современных, городских детей дошкольного возраста, живущих в большом мегаполисе испытывая влияние стрессогенов разной природы и характера, имеют высокий или средний уровень повышенной тревожности. Но большинство ученых считают, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско – родительских отношениях.

Посмотрим на показатели после психокоррекции:

Таблица 2.

Уровень тревожности
Высокий Средний Низкий
Количество
детей
% Количество
детей
% Количество
детей
%
м д м д м д м д м д м д
3 - 3. 3 - 7 5 7.7 5.5 30 45 33.3 50

Из таблицы мы видим, что количество тревожных детей экспериментальной группы значительно снизилось. С высокой тревожностью 3 ребенка, что составляет 3.3%, со средним 12 детей – 13.2%, с низким 75 детей – 83.3%.

Наблюдения за детьми экспериментальной группы показывают, что у них:

  • значительно снизилась тревожность,

  • уменьшилось число страхов,

  • произошло принятие себя,

  • повысилось качество коммуникации,

  • повысилось количество вербализации,

  • уменьшилось в игровой ситуации агрессия,

  • сформировалась дифференциация своих чувств,

  • увеличилось количество конструктивных, творческих игр,

  • проявилась, активность и самостоятельность пассивных детей.

Так как ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, перед началом психокоррекционного занятия, или после него можно включить релаксационные упражнения, тонизирующую физкультминутку, дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка.

Мозарт - терапия выступает незаменимой методикой для коррекции тревожности детей в дошкольном возрасте.

Необходимо подчеркнуть, что параллельно работе с тревожными дошкольниками обязательно должна проводиться работа с родителями - приглашать их на психологические консультации, в случае необходимости предлагать семейную психотерапию со специалистом.


Список литературы:

  1. Головин С.Ю., "Словарь психолога - практика"/ Сост. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2003.

  2. Карабанова О.А., "Игра в коррекции психического развития ребенка." – М.: Рос.пед. агенство, 1998.

  3. Никольская и. М., "Грановская Р. М. «Психологическая защита у детей", С. - П. Изд. «Речь», 2001

  4. Хухлаева О. В., "Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки." – М.: Генезис, 2006


  Назад

Просмотров: 19486


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Гюзель
Дата: 2009-05-21

Спасибо!Статья очень понравилась.Тема затронута чрезвычайно важная для всего общества.

Комментарий добавил(а): Руслан и Светлана
Дата: 2011-09-01

Вот, что должны знатьродители! Спасибоза статью!

Комментарий добавил(а): Светлана Шахлович.
Дата: 2011-09-21

Тема,мало того, что актуальная, она и ,сама по себе, тревожная.Как помочь маленьким гражданам? Как разобраться в этом сложном процессе родителям и воспитателям? Опираться можно только на квалифицированную помощь специалистов и самообразование благодаря подобным статьям. Спасибо, Наталья.

Комментарий добавил(а): Вера Борисовна, психолог
Дата: 2012-01-02

Подтверждаю то, что тревожных детей много и с это надо эмоциональное состояние надо корректировать. Спасибо за статью. Если родители, своих детей, об этом будут знать и задумаются, может быть и свое поведение изменят, и отношение к ребенку, а также наказания пересмотрят!

Комментарий добавил(а): Ольга Владимировна
Дата: 2012-05-21

А я о Мозарт уже много раз слышала?!

Комментарий добавил(а): Вера Викторовнаю, воспитатель
Дата: 2012-06-07

А мы не слышали, а обучились, и применяем в работе с детьми в детском саду!

Комментарий добавил(а): Валентина Григорьевна, психолог
Дата: 2012-08-19

Мы тоже обучались, и используем Психологическом Центре и в общеобразовательной школе. Результаты потрясающие, детям нравится. Коррекция проходит безболезненно, интересно и плодотворно.Спасибо авторам, за созданный метод.

Комментарий добавил(а): Сергей Степанович
Дата: 2012-09-07

Впечатлили данные исследования...?! Задумаешься...

Комментарий добавил(а): Вера, социальный педагог
Дата: 2012-09-07

Надо бережнее относиться к собственным детям!

Комментарий добавил(а): Татьяна Ивановна, врач
Дата: 2015-01-30

Родители! Обратите внимание на тревожность своих детей! Как врач советую!

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей