Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 01:48


Система Orphus

К вопросу о развитии личности ребенка в неполной семье

Болотова Н.П.

Следует различать три категории неполных семей:

  • семьи, потерявшие отца в результате его смерти;

  • семьи с ребенком, рожденным вне супружеского брака;

  • послеразводные семьи.

Первая категория составляет особую группу неполных семей, поскольку распад семьи, вследствие смерти отца непреднамеренный. Психологические особенности детей, воспитывающихся в таких семьях, детерминированы фактом переживания горя, а не воспитания в неполной семье. Однако и этой категории  семьей не удается избежать трех последствий, общих для всех распавшихся:

  • наносится удар по эмоциональной защищенности;

  • уменьшается эффективность семьи вследствие утраты отца с его специфической ролью и обязанностями;

  • появляются отклонения от нормальной семейной модели с точки зрения окружающих.

Следующая категория неполных семей является рождение внебрачного ребенка. В этой ситуации мать испытывает чувство одиночества и повышенную ответственность за него, превращающуюся в сверхопекающее поведение. Излишняя зависимость от матери нередко сочетается у детей с чувством враждебности и идеализацией отсутствующего отца.

Третья категория семей характеризуется бракоразводным процессом.

Остановимся на данной категории семей подробнее.

Отношение ученых к проблеме влияния развода на развитие лич­ности ребенка не является однозначным. Так, сторонники "теории при­вязанности", уделяющие особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считают, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку львиная доля ухода за детьми в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью. Роль отца, как правило, ограничивается игрой и развлечениями.

Накапливающиеся факты не только подтверждают влияние развода родителей на последующее развитие и поведение детей, но и указывают, что это воздействие может оказаться даже более значительным, чем смерть родителя. Данные исследований указывают, что в разведенных семьях частота правонарушений у мальчиков приблизительно в два раза выше, чем в сохранившихся семьях.

Под разводом обычно понимается тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание. Однако развод необходимо рассматривать как процесс, разворачивающийся во времени, который начинается задолго до расставания. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между супругами. Именно конфликты и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой, является источником отрицательного воздействия на ребенка.

Влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации анализируется в исследованиях Б.А. Титова и Л.Т. Машковой (1990). По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка – защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность, как ведущие черты лич­ного и социального поведения. При неблагоприятных условиях, по мнению авторов, ситуативная эмоциональная реакция страха может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недостающего тепла. Все это формирует искаженный "образ Я" и низкую самооценку ребенка.

Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый внутренний конфликт. Они любят своих родителей и опасаются, что не оправдают их ожиданий и потеряют любовь одного из них. В результате развода у ребенка, прежде всего, нарушается ха­рактер эмоциональных связей и взаимодействий с одним или обоими родителями, не удовлетворяется потребность в любви, родительском тепле, внимании и заботе, то есть наблюдается эмоциональная деприва­ция.

Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1980) свидетельствуют, что реше­нию родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, приводящий к резкому прерыванию процесса его развития, которое может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка.

Таким образом, на развитие личности ребенка оказывает влияние не только развод и воспитание в неполной семье, но и его жизнь в семье до развода, поскольку разведенная семья задолго до разделения родителей уже не является благополучной семьей.

Другим фактором, негативно сказывающимся на психическом раз­витии ребенка, является сам развод и следующий за ним кризисный период. Известие о разводе родителей для большинства детей шок, так как родители чаще всего не говорят о приближающемся разводе до последнего момента. По данным Дж. Валлерштейн и Дж. Келли, дети в младшем возрасте оказываются неготовыми воспринять эту новость даже в семьях, где родители не скрывали своих ссор и «открыто» враждовали. Дети дошкольного возраста обычно бывают ошеломлены и испуганы. Особенно болезненно переносят распад семьи девочки 2-5 лет и мальчики 5-7 лет. Они считают, что совершили что-то очень нехорошее и испытывают вину, за брачный развод родителей. Подобное ощущение вины приводит к потере чувства собственной полноценности, страху перед разлукой и потерей любви, страху перед расплатой и страху после отца потерять и мать. Этот страх базируется на шокирующем детей открытии о проходящем характере любви.

В младшем школьном возрасте, считают Дж. Валлерштейн и Дж. Келли, большинство детей понимают, что не виноваты в разводе, но и они тревожатся по поводу своего будущего. Отличительной чертой данной возрастной группы является острое чувство стыда. Детям стыдно признаться, что уход отца подразумевает отказ от них, а значит они недостойны любви. Такое положение оказывает прямое негативное воздействие на развитие самосознания ребенка.

Только в 13-18 лет, по мнению Дж. Валлерштейн, дети, испытывая чувство обиды, озлобляясь и обвиняя в происшедшем одного или обоих родителей, в то же время способны составить адекватное представление о причинах развода и о своих отношениях с родителями.

В краткосрочной перспективе развод всегда травмирует детей. Его долгосрочные последствия изучены значительно меньше, но существует мнение, что неполная семья при определенных обстоятельствах является существенным фактором деформации ценностных ориентаций ребенка, его поведения, образа жизни в целом.

Нарушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением и высокая степень конфликтности бывших родственников повышают опасность формирования у детей из распавшихся семей патологических черт характера и возникновения невротических расстройств. 70% детских неврозов, по мнению М.С. Бедного, имеют своим источником семейные конфликты. По сведениям М.И. Буянова, половина подростков 16-18 лет, совершавших попытки суицида, из неполных семей.

А.И. Захаров отмечает, что после развода конфликты с детьми в неполных семьях наблюдаются в 2,5раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором невротизации детей, прежде всего мальчиков. Матери, оставшиеся с девочками, напротив, конфликтуют с ними в 2,5 раза реже. Это объясняется тем, что у матери, в отличие от отца, понижение нейротизма происходит не в конфликте с мужем, а в конфликте с ребенком. Принятие на себя роли отца и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащает конфликты с ребенком и тем самым ускоряет процесс его невротизации.

Подростки, пережившие развод родителей, характеризуются большей эмоциональной нестабильностью и личностной незрелостью, меньшей силой "Я", повышенной эмоциональной чувствительностью и пассивностью, робостью, пугливостью, нерешительностью. Это во многом определяется личностными изменениями у самих родителей, которые и объясняют конфликтную структуру семьи и отклонения в воспитательном подходе к детям.

По данным И.В. Борисовой в связи с отсутствием отца в семье, у детей 10-15 лет из неполных семей (особенно у мальчиков), затруднена половая идентификация.

Длительные интервалы во встречах с отцом способны породить эффект "родных незнакомцев". Такой отец может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать.

Э. Фромм подчеркивает, что ребенку нужен отец на всем протяжении его развития. Однако особенно нуждается он в отцовской любви, власти и руководстве после 6 лет.

Г. Фигдор (1995) отмечает, что для развития ребенка в большинстве семей отец выполняет следующие важные функции: репрезентация "внешнего мира"; в большей степени "не ранимость" в отношении поступков и нападений ребенка; репрезентация свойств: "большой", "сильный" или вытекающих отсюда "конкурентоспо­собный", "способный к самоутверждению", и наконец, в дальнейшей жизни репрезентация профессионального успеха и общественного по­ложения.

Разделяя мнение Э. Фромма о важности влияния отца на развитие ребенка, Ю.М. Антонян и Е.Г. Самовичев (1983), считают, что от­сутствие отца у ребенка в возрасте 4-5 лет имеет больший негативный эффект, чем для ребенка в более позднем возрасте. Они утвер­ждают, например, что мальчики, которые лишились отца до 4-5 лет имеют слабую мужскую сексуально-ролевую ориентацию и больше сексуально-ролевых конфликтов, чем дети, имевшие отца или лишившиеся его в более позднем возрасте. Эти конфликты очень часто связаны с неадекватной оценкой себя как функционирующего в мужской роли, с несформированностью соответствующих форм поведения.

Близка к предыдущему мнению точка зрения Р. Муксинова (1985), утверждающего, что у детей, оставленных отцами в дошкольном детс­тве, отклонения в поведении наблюдаются в 44% случаев, в 7-8 лет – в 13% случаев, в 12 лет – в 24%, а в 13-18 лет – в единичных случаях.

По мнению тех же авторов, тяготение ребенка к отцу и способность отца полностью принять своего ребенка стимулирует его интеллектуальное развитие. В то же время 60% отстающих в школе учеников воспитываются без отцов.

Исследования показывают, что воспитание без отца наиболее очевидно отражается на половой идентификации, как мальчиков. так и девочек. Чем меньше возможность реального опыта общения с отцом имеют мальчики, тем больше вероятность идентификации с искаженным образом отца, который может содержать в себе как его идеализацию, так и пренебрежение к нему. Идеализированные отцы осложняют мальчикам реалистическую самооценку. Отсутствие мужской поведенческой модели не позволяет мальчикам из неполных семей усваивать мужские половые роли и соответствующий стиль поведения. Чтобы избежать подозрений в женском поведении они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляют агрессивность, грубость, драчливость.

Опыт отношения с отцом важен для девочек прежде всего в плане формирования "образа мужчины". У девочек может сформироваться идеализированный образ отца, и сообразно с ним будет идти поиск объекта любви.

Вместе с тем ученые считают, что хорошо функционирующая разведенная семья несет в себе возможности руководства половой идентификацией ребенка. Во-первых, отношения детей с разведенным отцом должны обладать известной повседневностью для того, чтобы затруднить его идеализацию или пренебрежение к нему. Во-вторых, желательно, чтобы мать хорошо себя чувствовала и вела внесемейную социальную жизнь. Наконец, разведенные и одинокие матери должны стараться интенсифицировать контакты детей с мужчинами (дедушкой, дядей, учителем).

Воспитание в неполной семье сказывается и на будущих брачно-семейных отношениях. Широкомасштабные исследования американских ученых Н. Гленн и К. Крамера [N.Glenn, K.Kramer,1987; Нухова, 1996]  подтверждают предположение, о том, что став взрослыми, дети разведенных родителей с большой вероятностью разведутся сами.

Г. Фигдор считает, что одинокие матери довольно часто склонны "педагогизировать" свои отношения с детьми. Они подчиняют все свои интересы детям, дают им больше прав, чем имеют дети в семьях с двумя родителями, но и больше ограничивают ребенка своими завышенными ожиданиями, которые в большой мере противоречат потребностям детского развития. Женщина использует роль матери как шанс для самоутверждения после поражения в роли жены. Еще одна причина – это чувство вины, так как считает, что разводом она причинила вред и боль своему ребенку. Подобное" педагогизирование" – большая нагрузка как для матери, так и ребенка.

  • Нухова М.В. Особенности самосознания личности детей 6-10 лет из полных и неполных семей. Дис. канд. психол. наук. - М.,1996.

  • Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М.: Наука, 1995.

  • Фромм А. Азбука для родителей. - Екатеринбург. АРД ЛТД, 1996.


  Назад

Просмотров: 17283


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Серикбол
Дата: 2017-01-02

А что сделать чтоб развода не случилось?

Комментарий добавил(а): Валентина
Дата: 2012-11-27

Очень интересная статья. Хочется обратить внимание большинства специалистов (учителей, воспитателей)на эти слова из статьи: "на развитие личности ребенка оказывает влияние не только развод и воспитание в неполной семье, но и его жизнь в семье до развода". Действительно семья ещё до развода уже является проблемной.

Комментарий добавил(а): Лариса
Дата: 2014-03-09

Замечательная статья! Очень точно обозначены проблемы воспитания в неполных семьях. И главное,какой вывод следует из этой статьи: не стоит препятствовать общению детей с мужьями!

Комментарий добавил(а): Татьяна Валентиновна
Дата: 2015-01-30

Вы не представляете, сколько горя приносит развод всем! Но особенно детям! Читайте и понимайте!

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей