Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 17:33


Система Orphus

Взгляд студента на родительскую семью и представление о своей семье в будущем: психолого - педагогический анализ

Болотова Н.П.

По статистике столичного управления загсов за прошлый год в Москве было зарегистрировано 71 790 браков и оформлено 46 800 разводов. Есть мнение ученых, изучающих проблемы современной семьи, о том что причина распадов семей исключительно экономическая. Замечено, что уменьшается количество браков и растет число, рожденных вне брака детей. Сегодня их число составляет около 30 процентов от общего числа новорожденных. Социологи уверяют - это общеевропейская тенденция, как и демографическая особенность – малодетность.

В формировании личности большое значение имеет его родительская семья. От того какая родительская семья, гармоничная или дисгармоничная, формируется отношение к ней и представление о своей собственной в будущем. Для того, чтобы воспитать позитивное отношение к семье у молодого поколения, для того, чтобы в своей будущей семье молодые люди могли выстраивать отношения гармонично, дорожили ей, необходимо проанализировать отношения в своих реальных родительских семьях: детско – родительские, супружеские, межпоколенные, проанализировать связь представлений о своей будущей семье и реальных взаимоотношений в родительской. Кроме этого любопытно отследить важные содержательные компоненты, на которых строятся отношения в семье. К одному из компонентов относится благодарность родных людей друг другу. Интересно, за что могут быть благодарны своей семье взрослые, двадцатилетние дети и благодарны ли они вообще? Ведь умение благодарить - это воспитание, благодетель, дар. Следующим компонентом, важным в семейных отношениях, это умение радовать друг друга, например подарками. Всегда ли подарки могут быть материальными?

В наше время, когда институт семьи теряет свою ценность, для нас интересом является взгляд студентов психолого - педагогического факультета на родительскую семью, в которой живут в настоящее время, и на свою будущую семью. Думается, что материал, который предлагается, интересен всем тем, кто работает с семьей, с семейными отношениями, тем кто связал свою жизнь с воспитанием молодых людей. Что думают молодые люди о семье, в связи, с чем они так думают, что провоцирует их то или иное мнение о семье?

Группе студентов 3 курса на практическом занятии по дисциплине «Семейная психология и семейное консультирование» предложена методика «Незаконченные предложения», которая направлена на исследование системы отношений.

По завершению задания, ознакомившись с законченными предложениями, были выделены отдельные предложения разных студентов.

Таким образом, ниже изложены предложения так, чтоб отразить систему отношений не одного студента, а студентов группы, что может являться ее общей характеристикой, так как каждое предложение несет в себе определенный смысл, отношение или настроение.

  1. Думаю, что мой отец редко обо мне вспоминает (ответ мальчика).

  2. Думаю, что мой отец ни о ком не заботился (ответ мальчика).

  3. Я всегда хотел ходить всей семьей в цирк.

  4. Когда я вижу женщину с мужчиной, я радуюсь за них.

  5. Моя мать и я пьем вместе чай.

  6. Моя мать и я, лучшие подруги.

  7. Если бы мой отец только бы захотел, мы с ним больше дружили, больше бы проводили время.

  8. Если бы мой отец только бы захотел, наши отношения были бы более гармоничны и счастливы.

  9. Я могла бы быть очень счастливой, если б не болела мама.

  10. Надеюсь на то, что будет работа.

  11. Надеюсь на бога и на себя.

  12. Не люблю людей, которые, не любят людей.

  13. Супружеская жизнь кажется мне опасной и сложной.

  14. Супружеская жизнь мне кажется такой, что на нее не каждый способен.

  15. Супружеская жизнь мне кажется такой, что не каждый сможет.

  16. Моя мать лучшая.

  17. Моя мать добрая.

  18. Моя мать заботливая.

  19. Я хотел бы, что бы мой отец уделял внимание матери.

  20. Я хотел бы, чтобы мой отец уделял внимание семье.

  21. Наступит день, когда я смогу сказать родителям, что они ошиблись во мне.

  22. Считаю, что большинство женщин млекопитающие (ответ мальчик).

  23. Считаю, что большинство женщин не говорят правду.

  24. Большинство известных мне семей не стабильны.

  25. Считаю, что большинство матерей мало занимаются детьми.

  26. Считаю, что большинство матерей любят своих детей.

  27. Думаю, что мой отец замечательный в мире.

  28. Думаю, что мой отец устает на работе.

  29. Когда я буду старым, буду приятно вспоминать прошлое.

  30. Когда я буду старым, у меня будет много внуков, буду их любить.

  31. Когда я буду старым, буду много времени слушать классическую музыку.

  32. Моим самым живым воспоминанием детства является детский сад.

  33. Мне очень не нравится, когда женщины перестают уделять внимание ребенку, семье.

  34. Мне очень не нравится, когда женщина много времени уделяет себе.

  35. Я люблю свою мать, но никогда не говорила ей этого.

Из теста явно прослеживается, недостаточное «включение» отцов в систему семьи и сожаление об этом, особенно у мальчиков. У отдельных студентов наблюдается страх перед семейной жизнью. Одна из причин та, что женщина вынуждена много работать. Необходимо обратить внимание на место женщины в наше время. Песталоцци писал: «Хорошее человеческое воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка любую перемену его душевного состояния».

Взгляд на родительскую семью и представление о своей будущей семье:

«Семья - это та основа, в которой закладывается характер ребенка, раскрывается его душа. Мне бы хотелось, чтоб в семье были более глубокие отношения и духовные между моими родителями, так как эти отношения дадут мне ощущение полного счастья».

«В моем представлении счастливая семья, это любящие друга люди, живущие вместе, имеющие ребенка, прибывающие в гармонии во всех отношениях. Моя родительская семья соответствует представлениям за исключением некоторых нюансов, т.к. все живые люди, и иногда возникают разногласия».

«Семья – объединение двух людей на основе духовного родства для продолжения рода – рождения ребенка.

«Иногда мне не хочется возвращаться домой раньше обычного. Рвения домой я не испытываю. Иду туда, потому – что больше некуда идти. Моя семья имеет проблемы между членами семьи, случаются трения. Я думаю, что это связано с возрастным кризисам родителей и кризисом моей сестренки. Думаю, что это просто период в существовании нашей семьи.

«Семью, которую я хотела бы иметь, вижу в стремлении вернуться домой, как в другой особый мир, мир любви и света, мир тепла и понимания, мир улыбок и радости. Свою семью я буду строить, кардинально изменив все, что присутствует на данный момент. Это будет моя семья, семья в которую мой муж и дети будут спешить с работы и с учебы, Я сделаю все для этого. Я буду очень стараться».

«У меня не полная семья, мы живем с мамой. У нас ней очень дружеские, построенные на любви и взаимоуважении отношения. Я всегда могу рассказать своей маме все свои тайны, Мы доверяем друг другу. Я хотела бы, чтоб и с моим будущим мужем были такие же доверительные, дружеские и уважительные отношения. Моя мама всегда воспитывала во мне лучшие качества, уважала и уважает меня как личность. Она уделяла мне очень много времени, мы часто с ней гуляли, говорили. Я хотела бы своих детей воспитывать также. Для меня самое главное это покой, чтобы дом был всегда очагом, к которому тянуло бы. Я хотела бы создать в своей будущей семье такую обстановку в которой можно было бы эмоционально отдохнуть».

«Семья – это спокойная жизнь с близким человеком, с людьми».

«Моя настоящая семья конечно не идеальная, но мне в ней хорошо. Когда у меня есть проблемы, я могу посоветоваться с мамой, но часто наши мнения не совпадают, и мы можем ругаться. Иногда наша ссора может затянуться на долго или находим нечто среднее. Но у меня есть еще бабушка, с которой, если честно очень много проблем. Она треплет нам с мамой нервы и не понимает этого. Конечно, наши представления с мамой о бабушке, и какая она есть, на самом деле расходятся».

«Моя семья состоит из Отца, Мамы и брата. Отношения в моей семье стабильные, каждый знает свои права и обязанности, гармоничное сосуществование всех устраивает. Отец в связи с работой всегда мало занимался воспитанием, и соответственно эти обязанности выполняла Мама. Из – за этого может отсутствовать ощущение «мужской руки» в воспитании.

Отец компенсировал воспитание материальным содержанием семьи, что уже означает очень многое. Мама всегда была и есть со мной и братом, она сделает для нас все и всегда. У меня очень благополучная и счастливая семья».

«Моя семья по современным меркам большая, мне в ней комфортно. В будущем я бы хотела иметь много детей. Еще больше праздников. Чтоб в ней всегда было тепло и уютно, чтоб можно было понять всех с полуслова и при этом постоянно удивлять и удивляться».

«В моем понимании, в полноценной семье отношения должны строиться на понимании, доверии, откровенности. Моя семья соответствует этим параметрам, в особенности со стороны мамы. Я считаю, что моя мама – идеальная женщина в отношении семьи, идеальная мама и жена. Она всегда с пониманием относится ко мне, к моему отцу, старается помочь в трудную минуту (по крайней мере, советом). Когда у меня будет своя семья, я хочу во многом походить на мою маму».

«Для меня идеальная семья – это семья, в которой царит любовь, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь. Я считаю, что в такой семье каждую неделю все ее члены должны посещать разные развлекательные учреждения. Проводить время вместе. У меня идеальная семья, моя мама мой лучший друг. Я думаю, этот факт имеет немало важную роль. Я очень люблю свою семью».

«Моя родительская семья не совсем совпадает моим представлениям. Меня раньше очень сильно смущало то, что мой папа на 20 с лишним лет старше мамы. Я этого очень стеснялась. Но с возрастом я стала совершенно спокойно к этому относиться. Хотя пообещала самой себе, что мой муж будет старше меня максимум лет на пять. Моя семья будет самой лучшей. У меня будет самый замечательный муж. Он будет меня любить. А потом сыночек. Мы будем очень дружно жить. Я всегда буду следить за собой. Никогда не буду ходить в замусоленных халатах, с бигудями на голове, т.к. это будет неприятно моему мужу и мне самой. В моей семье в принципе все хорошо. Но меня смущает, что моя мама очень слабохарактерный человек и ей легко манипулировать. Еще она всегда ходит в халатах и не следит за собой. Я бы очень не хотела на нее быть похожей в этом возрасте. А еще считаю, что в семье обязательно должна присутствовать живность. Когда я выйду замуж, не хотелось бы жить с родителями (с моими или его). Считаю, что нужно найти такого спутника жизни, что бы с ним можно было прожить всю жизнь».

«Мне повезло, у меня оба родителя, которые меня любят и помогают мне. Они верят в меня. Мой отец говорил, что каждый родитель в следующем поколении должен быть лучше для своих детей, чем его отец. Мне будет сложно с ним конкурировать. И я бы хотел в свою будущую семью, все то, что создали мои родители».

«Моя семья совпадает на 65% с моими представлениями об идеальной семье. Семья – это не просто брак двух людей. В моем понятии их должно, что - то объединить, этой частью являются дети».

«Где все понимают друг друга, заботятся и уважают. Собираются часто вместе, обсуждают насущные вопросы, делятся впечатлениями, гуляют, едят… Стремятся к комфортной домашней обстановке. На самом деле в моей семье все заняты своими делами, у всех свои заботы. Но иногда все – таки все собираются вместе (в праздники во основном). Все проблемы чаще всего решает мама. Папа решает домашние технические проблемы. Папа и мама ходят вместе в магазин. Я свои проблемы могу рассказать маме или брату. Брат маме или мне. Папа маме (мне только когда выпивший). Раньше ходили вместе гулять, сейчас только смотрим ТВ… Я и брат выросли. Стали самостоятельными и иногда (часто) не хватает времени на банальное общение с родителями, но очень хотелось бы! (просто иногда не остается физических возможностей – приходим поздно, устаем)…эх…

Хочу, чтобы у всех каждый день оставалось времени для семьи. Чтоб уважали друг друга и помогали. Смогли разделять эмоциональное состояние своего члена семьи. Но в то же время не навязываться, не внушать свое мнение».

«Мое представление о семье, которая сейчас есть и моей будущей семье полная противоположность. Смысл моей жизни создать свою семью и жить, наконец, как хочется. Не видеть больше того, что я вижу двадцатый год своей жизни. Дать детям то, что сама не получала и сделать все, чтоб они не имели того страшного, что было у меня, и т.д. Смысл, в том, что хочется стереть из памяти, сердца все, что ранило».

«Моя семья неполная, с двух лет я живу без отца, у меня две старшие сестры и два племянника. С мамой у меня хорошие отношения – мы доверяем друг другу. Но из – за вспыльчивости и нетерпения я срываю на ней все негативные эмоции, которые прячу в обществе. Из – за этого мне очень стыдно, я стараюсь держать себя в руках и больше уделять ей внимания. С сестрами отношения по хуже, чем с мамой, потому – что они от меня много требуют, да и разница в возрасте велика, они обе старше меня на 10 лет. Еще у меня есть тетя, сестра мамы, которая просто ненавидит мою маму, все время ее оскорбляет, а я всегда защищаю маму и ругаю тетку, но она не воспринимает меня всерьез, хотя мне уже двадцать лет. Идеал семьи для меня, это полная семья – папа, мама, дети, а родственники должны жить отдельно».

Читая о родительской семье молодого поколения, мы слышим радость отдельных студентов, и отчаяние других, желание изменить с точностью, наоборот, в своей будущей семье. Но возможно ли строить семью по - другому, не наблюдая, не зная другой модели отношений. Не грозит ли другая опасность, когда с точностью наоборот?

Умеет ли молодое поколение благодарить родных, близких? А если умеет, то за что?

«Моей семье – за помощь, понимание, поддержку».

«Благодарна всем за то, что меня любят, возили по городам и на море. Помогают моему становлению».

«Сестре за любовь и помощь. Богу за трудности, благодаря которым я взрослею. Миру за то, что существует. Солнышку за то, что светит. Судьбе за то, что научила любить. Обстоятельствам за то, что так сложились».

«Маме с папой за жизнь. Тете и дяде – за то, что приняли. Друзьям за поддержку, веселье, любовь. Университету за новых друзей».

«Маме и папе, за то, что они дали мне жизнь. Маме, что в трудное время была со мной и верила в меня. Сестренке просто за то, что она…, я надеюсь, еще есть. Воспитательнице на прохождении летней практики, благодаря которой узнала, что воспитатели не думают о детях, не уделяют им внимания, приходят пообщаться друг с другом. Это дало мне желание еще больше работать с детьми и приносить им радость».

«Маме за заботу. Бабушке за понимание и ласку. Дедушке – за то, что он всегда умеет меня развеселить. Папе за то, что поддержал меня в моих увлечениях. Сестре за то, что делает всем сюрпризы, и терпела меня в детстве. Моим учителям за то, что они были. Моей подруге за то, что хранит мои секреты. Крестной за то, что я люблю сказки. Всем остальным за то, что я стала такой, какая есть. Хорошим людям, отдельное дополнительное спасибо за то, что с ними жизнь становиться легче».

«Благодарность маме за то, что она меня воспитала должным образом и всегда была и есть рядом, разделяет мое горе, помогая выбраться мне из этого мрака, и радость. Она всегда участвует в моей жизнедеятельности. За то, что всегда могу к ней обратиться. Благодарна брату за то, что он мне советует, как правильно поступить в той или иной ситуации. За то, что он меня защищает, и я знаю, что всегда могу к нему обратиться за помощью.

Благодарность моему молодому человеку за любовь, заботу. нежность, теплоту, счастье которое он мне дарит. Он всегда и в любой ситуации меня поддерживает, За то, что он для меня стал по истине родным человечком. Зато, что он меня воспринимает и любит такой, какая есть. Благодарность моей подруге Жене за понимание, за то, что она была всегда рядом, когда мне плохо и когда мне хорошо, за то, что она ни разу меня не предала.

Благодарность моей подруге Кате за то, что она верная, преданная подруга и к ней всегда можно обратиться за помощью».

«Я очень благодарна своей маме за то, что она дала мне достойное воспитание. За поддержку в трудные минуты, за понимание и умение выслушать, дать совет. За помощь, которую она мне оказывает во многих жизненных ситуациях. Я благодарна своим друзьям за поддержку, за то, что они всегда со мной в те минуты, когда мне тяжело, когда мне плохо. За то, что они не оставляют меня ни в горе, ни в радости. Благодарна друзьям за то, что они у меня есть. Я благодарна своим школьным учителям за терпение, а так же за образование, которое они мне дали. Так же благодарна своему молодому человеку за то, что он всегда поддерживает меня, что при встрече с ним у меня стало на одного близкого человека больше».

«Маме за любовь, понимание, помощь, воспитание и за то, что она у меня есть. Сестре за наше совместно проведенное детство. Она всегда меня выручала и поддерживала. Мы с ней подруги! Своему молодому человеку за то, что я встретила его. Папе за то, что он сделал для меня в период своей жизни. Я благодарна ему за то, что он был».

«Очень благодарна своему отцу за то, что он очень добр ко мне. Своей сестре за то, что всегда меня понимает и помогает советом. Очень ее люблю.

Благодарна своему бывшему молодому человеку за то, что многому меня научил, я во многом переосмыслила жизнь и отношения. Благодарна однокурснице, Олесе (которой сейчас уже с нами нет), за то, что просто была с ней знакома. Получала от нее позитив и нежность. Благодарна Лизе за то, что понимает меня, всегда поддерживает и легка на подъем. Благодарна Надюшке, за то, что дает заботиться о себе. Благодарна всем людям, которые встретились мне на пути, помогали мне».

«Маме за все спасибо, всем «папикам» за рестораны, очень дорогие подарки, общение и мудрость. Спасибо всем за то, что они есть!».

«Папе и маме за любовь, брату за то, что он есть. Сереге за то, что многому научил, Василию за тренировки».

«Я благодарен родителям, за то, что они подарили миру меня. Благодарен сестре за поддержку. Благодарен всем хорошим людям, которые меня окружают. Благодарен за то, что получалось и не получалось».

«В благодарность я бы подарила всем членам семьи и родственникам свою доброту, любовь, внимание».

«Учительнице за развитие навыков общения, друзьям за все, за дружбу, поддержку, за то, что они есть. Жизни за то, что она такая клеевая, разносторонняя, интересная и просто прекрасная штука. Солнцу за то, что светит».

«Я благодарна своей мамочке за то, что подарила мне жизнь, за мое воспитание, за время, уделенное мне, за ласку, любовь, за заботу. Пока она живет, я буду всегда ей дорожить, никогда ее не брошу и не дам в обиду. Я благодарна моему другу за понимание, смирение с моим характером и недостатками».

«Маме за серьги, папе за свободу, сестре за идеи, мужу сестры за комплименты».

«Маме за любовь, поддержку, дружбу, папе за закалку характера, сестре за то, что она у меня есть, группе за то, что она меня приняла».

«Родители делают для меня все, ничего не требуя. Считаю, что моя очередь дарить и давать».

«Мамочке за то, что родила и воспитала, за ее доброту, заботу, позитив и жизнерадостность. Благодарна своей старшей сестре, за то, что она когда – то сказала, что хочет маленькую сестренку. Папе за то, что меня воспитал, за то, что добр ко мне, когда я зла».

«Мой биологический отец для меня помер, когда мне было 8 лет. Во мне не нашлось места даже правильным поло – ролевым представлениям. Гнев ребенка, который может возникнуть к человеку, не только не дает задуматься о семье, но заполняет каждый желудочек и предсердие. Провоцирует желание сердца вовсе не начинать человеческую историю, задолго до появления приматов».

Какое отношение к подаркам существует у молодых людей в двадцать лет? Всегда ли подарки могут быть материальные на их взгляд? Какие и в виде чего они могут быть?

«Хотела бы получить от мамы – материальные блага. От папы – взаимопонимание, помощь, поддержку. От бабушки – еще много лет своей жизни и свое хорошее настроение».

«Хотела бы, чтоб мои родители и брат подарили мне дружественную, теплую эмоциональную атмосферу в семье. От двоюродных сестер письма, которые они могли бы мне писать. От родственников общий подарок - чтоб они были счастливы».

«От мамы – свобода, независимость. От папы – независимость и прощение.

От сестры – понимание во всем. От тети – одобрение. От дяди – уважение.

От брата – признание. От одной бабушки – одобрение. От другой бабушки – прощение».

«Все, что я хотела бы получить в подарок от своей семьи, они мне уже подарили».

«От старшего брата с женой - племянника. От мамы – себя рядом, улыбку, стойкость и силу. От папы – себя рядом, машину, дом. От младшего брата – «свою четверку» по русскому».

«От папаши, который все бросил и ушел, подарив мне свободу - не быть в моей жизни, можно чтоб он умер. Мама – коробку замечательных интересных конфет, маленькую игрушку. От брата – деловое предложение, От крестной – большую маленькую игрушку. От тети – денег. От бабушки – плотной благородной еды. От дедушки – чуда детства. От сестры – голубоглазую блондинку – нашу дочку.

«Я бы хотела бы, чтоб мама подарила мне доверие. Бабушка больше любви и внимания. Папа любовь, уважение ко мне и к маме. Сестренка младшая подарила «себя», чтоб мы с ней стали ближе. Главное, чтоб она снова появилась дома. Я ее очень люблю. Крестная, чтоб меньше ругалась с бабушкой, чтоб у них было больше понимания, ведь они родные сестры. Хотела бы, чтобы дядя был жив, тогда мы бы с сестрами были ближе».

«Я хотела бы, чтобы мама мне подарила много счастливых и ясных дней. Для меня – это мамино здоровье, мамино счастье, радость. Чтобы она никогда не грустила, всегда была веселой. Я хотела бы проснуться утром и увидеть, что мамино сердце больше не болит. Для меня это самый дорогой подарок на свете! От своих родственников я хотела, когда - то, получить в подарок внимание, но сейчас я с этим смирилась. У меня есть мама и это самое дорогое, что у меня есть».

«Мама - брата или сестру. Папа – машину. Братья – хорошее поведение. Бабушка – спокойствие, здоровье. Парень – кольцо».

«Мама – духи. Папа – машину, цветы. Сестра – что – нибудь для занятий спортом. Муж сестры – цветы. Тетя – лак для ногтей. Брат с женой и двумя племянниками – золотую подвеску и цветы».

«Мама – сумку. Папа – телефон, цветы. Тетя с дядей – духи. Бабушка с дедушкой – золотую подвеску».

«Бабушка – чтобы мы вместе с ней сидели вечером на даче и пели песни. Чтобы мы вместе с ней пошли в церковь. Дедушка – чтобы мы съездили вместе на рыбалку. Сыграли партию в шахматы. Мама – чтобы не относилась ко мне как к маленькой девочке. Чтоб она улыбалась больше и чаще. Папа – чтобы придумал к празднику, какой нибудь сюрприз. Хочу, чтобы он бросил курить. Сестра – подарила свое время, чтобы мы чаще были вместе и были откровение друг с другом. Племянник – пусть растет здоровым. Муж сестры – научит меня работать на компьютере с фотографиями. Крестная – чтоб приехала к нам в гости.

«Брат - чтобы чаще брал меня на мероприятия. Мама, чтоб научила вязать.

Крестная – чтоб почаще приезжала в гости. Папа – машину».

«В принципе все самое ценное семья мне уже подарила - любовь, душевное тепло. А материальные ценности не так важны для меня».

«Я бы очень хотела, что бы моя сестра мне подарила свое замужество. Очень хочу, чтобы она вышла замуж за хорошего обеспеченного человека и была бы счастлива. Хочу, чтобы мой брат подарил мне маленького котеночка (серенького и милого). А когда брат вырастет и всего добьется, чтобы подарил квартиру. От папы я даже не знаю, что хотела бы получить, допустим, это была бы какая – либо мелочь (пустяк, сувенирчик), но который мне очень понравился, и я бы радовалась. А от мамы хотела бы получить то, что она купит специально для меня (от всей души) и это тоже меня очень сильно обрадует, и самое главное понравится. А на самом деле я очень люблю всякие побрякушки и очень им радуюсь. Но самое главное, чтобы они были куплены специально для меня и в соответствии с моими интересами и вкусами».

«От мамы - золотое кольцо, от папы - машину, от сестры - мягкую игрушку».

«Чтоб мама и папа – отправили меня жить в другую страну, а сестра бы поехала вместе со мной».

«Папа – часы, телефон, доспехи. Мама – пальто, костюм. Брат – плеер. Сестра – браслет. Бабушка № 1 – холодец, бабушка № 2 – пирожки. Тетя – кулон».

«Папа – машину, мама – квартиру. Сестра - посудомоечную машину, тетя – открытку, дядя – телефон».

«Мама - деньги, папа – деньги, брат № 1 – сувенир, брат № 2 - спальный комплект, брат № 3 – предметы для интерьера, тетя – деньги, бабушка №1 – деньги, бабушка № 2 – деньги».

«Мама, какой нибудь сюрприз, папа – заботу, брат – компьютер, бабушка – жаренную яичницу, сестра № 2 – поход в салон, брат № 1 – катание на машине, брат № 2 – катание на велосипеде, тетя - богато накрытый стол вкусностями, тетя № 2 – контактные линзы, дядя – экскурсию куда – нибудь».

«А у меня есть все что надо».

«Брат – материальную помощь, взаимопонимание, доброту, теплоту».

«Папа – цветочек, внимание. Мама – пирожки с картошкой. Юля – уважение понимание, духи».

«Родители – животного, сестра – чтоб завела семью, родила ребенка. Тетя – меньше лезла, куда следует. Племянница – чтоб чаще виделись, бабушка – дала всем спокойно жить, перестала трепать всем нервы и поняла, что все выросли. Братья – больше общались, чаще виделись. Сестра – чаще со мной встречалась, чтоб больше общалась».

Разные и интересные ответы дают нам студенты. Результаты исследования заставляют нас задуматься и загрустить. Сколько боли, недосказанности, непонимания среди близких, родных и дорогих людей в современных семьях, и причина распада семей не только экономическая.

Ознакомление с культурой семейных отношений необходимо проводить:

  • в детских садах на родительских собраниях,

  • в общеобразовательных школах на общешкольных собраниях,

  • на уроках старшеклассников «Этика и психология семейной жизни» с профессиональным семейным психологом,

  • в загсе на обучающем курсе «Семья и гармония» и другие для вступающих в супружеские отношения,

  • в психологическом центре в циклах бесед по теме семейных отношений,

  • в ВУЗе на дисциплине «Семейная психология»,

  • в СМИ, и т.д.


  Назад

Просмотров: 9352


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Светлана
Дата: 2009-03-24

Хорошо, когда молодые люди понимают ценность семьи. Спасибо.

Комментарий добавил(а): Николай, преподаватель ВУЗа
Дата: 2011-11-11

Со студентами работать и работать

Комментарий добавил(а): Алла Федоровна
Дата: 2012-05-04

Интересно увидеть взгляд студентов на семью. Они же молодые люди! Что они об этом думают?!

Комментарий добавил(а): Виктор
Дата: 2012-05-31

Нормальные у нас студенты. Правильно думают.

Комментарий добавил(а): Павел, студент
Дата: 2012-10-08

Студенты, студентам рознь, смотря из какого Вуза студенты!

Комментарий добавил(а): Педагог с многолетним стажем
Дата: 2015-02-10

Надо возрождать семью! С детства прививать детям понимание о родственниках! А то, они у нас растут "не помнящие родства"!

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей