Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 20:16


Система Orphus

Компьютерные игры

Болотова Н.П.

Компьютер – это замечательная машина, с помощью которой можно быстрым способом решать множество задач, получить информацию, облегчая человеческий труд. Компьютер введен в медицинские учреждения, школы, рабочие офисы.

В школу, с первого класса, введен предмет информатика, что дает богатые возможности для реализации межпредметных связей.

Благодаря компьютеру легко полную библиотеку, информацию о любом интеллектуальном материале. электронная переписка, практикумы по любому предмету, изучение языка, выполнение дизайнерской работы, проигрывание деловых ситуаций, и многое другое.

Для инвалидов сегодня есть возможность учиться, обучаться и получать образование с помощью компьютера, дистантным способом, что является прекрасной альтернативой.

С помощью компьютера возможно общение. Несмотря на то, что собеседники общаются не видя, глаз друг друга, мимику, эмоции и реакции. Общение в данном случае происходит даже не по телефону или голосовой почте, когда слышно голос, тембр, интонацию, темп речи. И все же это обмен информацией, все же способ общения, особенно для людей с ограниченным общением, что связанно с двигательной недостаточностью.

История и практика развития нашей цивилизации показала, что прогрессивные технологии сопровождаются не только позитивным влиянием, но и негативным. Сегодня ученые изучают как позитивные, так и негативные последствия на человека современных технологий. Исследования показали, что учащиеся, которые владеют работой за компьютером, имеют более высокие знания в области техники, но проигрывают в гуманитарных знаниях, в области искусства, музыки, они меньше читают, чем те которые не достаточно владеют компьютером.

В западной литературе описывается высокая роль компьютерной игры как инструмента психодиагностики и реабилитации. Специалисты и психотерапевты на Западе используют компьютерную игру как средство помощи детям с различными трудностями – памяти, внимания, мышления, пространственных отношений, восприятия.

Ученые проводили сравнительные исследования между населениями Америки и Германии, кто из них больше времени проводит за компьютерными играми. Выборка показала, что немецкие пользователи играют намного меньше, чем американцы.

Компьютерная игра, по мнению отечественных и западных исследователей и практиков, дает возможность играть, что является потребностью ребенка, и как показывает практика, взрослого человека тоже.

На протяжении многих веков формы игры менялись и отношение к ней детей и их родителей. Первая игрушка появилась в Древнем Египте. Игрушка и игра позволяют ребенку выразить себя. Деятельностью ребенка, особенно раннего возраста и дошкольного возраста является игра. В ней ребенок социализируется, познает и усваивает нормы поведения в обществе, знакомится с ролевым поведением. В младшем дошкольном возрасте (3, 4 года) возникает игра образно – ролевая, в среднем дошкольном (4, 5 лет) игра сюжетно ролевая, в старшем дошкольном возрасте, ближе к школьному обучению на смену приходит игра по правилам.

В середине 90 – х годов исследования показывали, что в возрасте 13 – 16 лет подросток хотя бы раз играл в компьютерную игру. Сегодня же компьютерная игра вошла почти в каждый дом. В масштабах России не у каждого есть компьютер, но в мегаполисе он есть практически в каждом доме. На приме у психолога семья, с запросом о том, что девочка – подросток, 12 лет, страдает от того, что одноклассницы не хотят с ней дружить. На приглашение прийти к ней в гости, не приходят, объясняя тем, что у нее дома нет компьютера, а значит скучно, нечем заняться.

Чаще всего, хобби для ребенка компьютер, это выбор родителей. На консультации у психолога молодая мама с сыном, которому 1 год 9 месяцев. Она интересуется, можно ли ему купить компьютер для игр…? Выбор родителями компьютерных игр часто зависит от желания занять своих детей. Если дети заняты, по их мнению, то не будут беспокоить, дадут возможность заняться бытовыми, хозяйственными, личными делами или просто отдохнуть. Поэтому дети заняты компьютером часами, бесконечно.

Замечено, что мальчики компьютерными играми занимаются чаще и дольше, чем девочки, в 2 раза. По мере повышения образовательного уровня ребенка, частота игры снижается при наличии других интересов, которые должны развивать родители. Для подростков - мальчиков популярностью являются игры, следующие в последовательности по значимости:

  1. Спортивные игры, где нужно проявить ловкость,

  2. Игры с элементами борьбы, насилия,

  3. Логические (занимают последнее место).

Для подростков - девочек в другой последовательности:

  • Игра на ловкость,

  • Логические игры,

  • Игры - приключения,

  • Игры – соревнования, борьбой.

Большинство компьютерных игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим пользователем. Почти отсутствуют игры, требующие конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Настораживает распространение игр агрессивного содержания, имеющих насилие, расизм, порнографию. Частая игра в догонялки неминуемо приводит к интеллектуальной деградации, к постоянному желанию только играть, а в последствии и вести праздный образ жизни. Многие дети рассматривают компьютер исключительно только как средство для игры. Кроме этого, систематическое времяпровождения за компьютерной игрой, приводит к малым контактам со сверстниками, к минимальному общению с родителями. Особенно такой неблагоприятный симптом характерен для подросткового возраста. Так как подростковый возраст имеет особенность быть в коллективе сверстников и его ведущей основной деятельностью выступает общение. Исходя из этого, происходит замещение живого, эмоционального, теплого человеческого общения на контакт с компьютером. Кроме этого, частое взаимодействие с компьютером провоцирует нарастание агрессивности, особенно у детей младшего возраста. У них повышается уровень тревоги. А бесконтрольное и бесконечное влияние компьютерных игр приводит к неблагоприятным психосоматическим нарушениям:

  • Рези в глазах, нарушение сосудов глаз, снижение остроты зрения;

  • Повышенная утомляемость, повышенная возбудимость, трудности засыпания, истощение нервной системы;

  • Боли в ногах, в связи с длительным стоянием за компьютерным автоматом;

  • Повышенное напряжение мышц тела, от длительного сидения за компьютером.

  • Низкие показатели разносторонних интересов, узкий кругозор.

Психолог в школе обратил внимание на подростка, у которого темные круги под глазами, утомленный вид, и лопнувшие сосуды глаз. Оказалось, что тринадцатилетний подросток приходит в компьютерный клуб вечером с портфелем, чтоб утром идти в школу. Всю ночь он играет в клубе, а в школе на уроках спит.

Несколько лет назад мы говорили о телевизионной зависимости, сегодня параллельно с ней, говорим о компьютерной зависимости. Она наблюдается у 1/10 части игроков. Неумеренное использование компьютерных игр приводит к психопатологическим симптомам. Компьютерная зависимость случайно и вдруг не приходит. Сама по себе из ничего не появляется. Это следствие и способ замещения внутренних проблем играющего. А в основе зависимости, часто существует психологическая проблема. Одиночество, не достаточность общения со сверстниками по ряду причин - излишняя полнота, застенчивость, неуверенность, тревожность, сложности детско – родительских отношений, не достаток внимания со стороны родителей, отсутствие эмоционального тепла в семье, отсутствие совместного времяпровождения и досуга, все это причины для ухода ребенка в свой иллюзорный мир, в виртуальный мир. Компьютерная игра – это компенсация межличностных отношений со сверстниками, с родителями, в школьной успеваемости и социальных контактов.

Компьютерная игра – творение человеческого ума и не должно быть во вред человеку. Роль компьютера - помочь ребенку в интеллектуальном развитии. В разумных пределах компьютерная игра может дать положительный эффект. Родителям следует определить дозированное время, а кроме этого, важно заметить, где и как происходит игра. Один ли ребенок в комнате играет? В комнате ли, где находятся другие члены семьи? В компьютерном ли клубе?

С учащимся 1 класса проводился опрос. Он состоял из следующих вопросов:

  • Есть ли у тебя игрушки?

  • Есть ли у тебя настольные игры?

  • Играют ли с тобой родители игрушками?

  • Играют ли с тобой родители в настольные игры?

Результаты опроса:

Лишь 3 ученика 1 класса, то есть 1/6 опрашиваемых детей ответили, что у них есть игрушки, и родители с ним играют. А вот настольных игр дома у учащихся этого класса нет ни у кого.

Остальные 15 детей давали следующие ответы:

  • «Нет, не играем»,

  • «В последнее время не играем»,

  • «Игрушек нет»,

  • «Нет, родители всегда заняты»,

  • «Нет, не играют. Зачем? У меня что, игрушки тяжелые?»,

  • «Нет, но хотелось бы»,

  • «Нет, с папой кувыркаюсь по выходным»,

  • «Нет, и не хочется, я сам играю»,

  • «Редко»,

  • «Нет, и не хотел бы»,

  • «Нет, у меня нет игрушек»,

  • «Я их (родителей) заставляю играть, но они все – время заняты».

Очень важно ребенка научить играть как одному, так и со сверстниками и с родителями. Научить его взаимодействовать в игре, уступать, делиться, проявлять инициативу. Совместная игра с родителями важна для психического развития детей. Через игру они осваивают эмоционально, затем интеллектуально систему человеческих ценностей, отношений. Для родителей играть с детьми так же полезно, так как узнают своего ребенка больше и лучше, ненавязчиво корректируют и направляют его. В игре родители и ребенок находятся на одной ступени, в равных партнерских отношениях. Именно в этот момент между ними создается доверительная, непринужденная, дружественная обстановка. Ребенок в этот момент открыт для взаимодействия и общения, он видит в родителях союзников. Чувствует, что его понимают, принимают и поддерживают близкие люди. В игре, благодаря родителям, он осваивает социальные нормы поведения. Общее взаимодействие в игре сближает близких людей, формирует совместные традиции, общий досуг, доверие друг к другу и другие направления формирования и развития ребенка.

Результат социологического опроса родителей 1 класса с углубленным изучением хорового искусства:

  1. Положительно относятся к компьютерным играм и приобретают их семилетним детей 70% родителей.

  2. Последовательность игр по ценности и интересу детей на взгляд родителей:

    • компьютер

    • конструктор

    • настольные игры

    • мозайка

    • мягкие игрушки

    • мячик

    • деревянные игрушки

  3. Распределение партнеров по игре, на взгляд родителей:

    • с братом, сестрой

    • с друзьями

    • сам с собой

    • с родителями

    • с бабушкой, дедушкой

  4. Игры, которые покупают родители детям по степени значимости:

    • компьютерные

    • настольные

    • конструктор

    • подвижные

    • пазлы

    • мозайка

    • мягкие игрушки

  5. Размер игровых комплектов по мнению родителей:

    • не имеет значения

    • средние

  6. Игры покупаются:

    • в магазине детских товаров

    • в книжных магазинах, торговых центрах

    • ближе к дому

    • на выставке

    • на рынке

  7. Главное при выборе игр:

    • внутреннее содержание

    • внешний вид

    • аннотация

    • производитель

    • все в совокупности

  8. Ценовые пределы:

    • от 50 рублей до 1000 рублей

  9. При выборе игры родители:

    • выбирает сам(а) читая аннотацию

    • по просьбе ребенка

    • по совету специалиста

    • помогает консультант

    • заранее знает, что купит

    • смотрит только на упаковку

    • по совету друзей

  10. Влияние информации из газет и журналов на выбор игры оказывает на 70 % родителей?

  11. Журналы и газеты, пользующие популярностью у родителей для воспитания ребенка:

    • «Лиза. Мой ребенок»,

    • «Мурзилка»,

    • «Семья и ребенок»,

    • «Дошкольное воспитание»,

    • «Здоровье школьника»,

    • «Московская правда».

  12. Удается развивать в области искусства своих детей 50% опрашиваемых родителей. Их ответы:

    • «Посещаем выставки, театр, экскурсии»,

    • «Имеем абонемент Московской Государственной филармонии 1 раз в месяц»,

    • «Рассказываем, показываем, ходим в детские театры»,

    • «Да, показываю, как исполняется то или другое творчество»,

    • «Записываемся в кружки».

  13. Игры, которые на взгляд родителей приносят наибольшую пользу детям:

    • «Живые» игры с детьми и взрослыми»,

    • «Книги, спортивный инвентарь»,

    • «Конструктор»,

    • «Компьютерные»,

    • «Занятия с игрушками - лошадками»,

    • «Развивающие, логические, активные»,

    • «Игры подвижные, занятия в школе».

  14. Игра оказывает следующее действие на взгляд родителей:

    • развивающее

    • успокаивающее

    • коррекционное

    • оздоравливающее

    • реабилитирующее

  15. Игра, по мнению родителей, может помочь ребенку:

    • «В развитии мышления, в расширении знаний, оказать успокаивающее действие»,

    • «В усидчивости, внимательности»,

    • «В развитии логического мышления»,

    • «В приобретении пространственного воображения»,

    • «В получении знаний, во всех областях»,

    • «В развитии логики, очень желательно, но зачастую развивающие игры оказываются слишком сложными или слишком простыми, а результат один – не интересно».

Проблему компьютерной зависимости легче предупредить, чем решать. Поэтому, альтернативой компьютерным играм выступает настольная игра.


  Назад

Просмотров: 5135


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Николай
Дата: 2009-03-22

Очень полезная статья!

Комментарий добавил(а): Евгения
Дата: 2009-03-24

Да, уж...,компьютер это беда для тех родителей и детей которые не задумываются о пользе его и вреде!

Комментарий добавил(а): Ольга
Дата: 2009-03-24

А ведь как приятно и полезно провести время совместно с семьей за настольной игрой!

Комментарий добавил(а): Ренат
Дата: 2011-12-02

БУДУ ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ...

Комментарий добавил(а): Ольга Николаевна, бабушка 3-х внуков
Дата: 2012-05-04

Пусть родители об этом читают!!! Им будет полезно!!!

Комментарий добавил(а): Олеся
Дата: 2012-05-31

Как это нет игрушке у ребенка?! Ну и родители???

Комментарий добавил(а): Лидия Анатольевна
Дата: 2012-06-07

Ужас! Компьютер все затмил?!

Комментарий добавил(а): Валентина
Дата: 2012-09-30

Компьютер, это неплохо, это даже хорошо, если есть другие возможности для развития ребенка.

Комментарий добавил(а): Вика
Дата: 2012-10-08

Что, правда, не игрушек у ребенка? А как же он без них?

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей