Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 20:59


Система Orphus

Воля по Н. Д. Левитову и воля сегодняшнего дня

Болотова Н.П.

Волю, Н. Д. Левитов рассматривает как компонент характера, как «одна из основ характера». Н. Д. Левитов считает, что человек способен осуществлять сознательный контроль над своим поведением, что волевая деятельность всегда сознательная и всегда целенаправленная.

Н. Д. Левитов волевые черты характера разделяет на четыре группы:

  1. Целеустремленность.

  2. Активность.

  3. Организованность.

  4. Стойкость.

Рассмотрим, как они проявляются сегодня.

Под целустремленостью человека Н. Д. Левитов, рассматривает знание того, что хочет сам человек, куда он идет, какую задачу решает. Н. Д. Левитов отдельно выделяет в этой группе понятие «ясность цели», так как она позволяет добиваться результатов.

По мнению Н. Д. Левитова, целеустремленность может быть близкой и перспективной. То есть та, что поставлена на ближайшие цели, и на цели отдаленные.

В качестве примера могут служить дети, проживающие в приюте. Они, как правило, сироты или из семей алкоголизированных и асоциальных. Находятся они в приюте временно, на момент решения вопроса о лишении их родителей прав. Проживающие дети в подобных родительских семьях предоставлены сами себе, в Америке таких детей называют «дети с ключом на шее». Именно у них не развиты волевые качества, а значит, взамен этим качествам инфантилизм и жизненная потребительская позиция. В подобных семьях не организовывают ребенка, не развивают инициативность и выносливость, о которой писал Н. Д. Левитов. Вследствие этого у детей формируется неуверенность, неумение справляться с трудностями и, наконец, страх будущего.

Сотрудники детского приюта создают условия для того, чтобы ребенок научился брать ответственность за себя, за начатое им дело, за своего друга, за коллектив в целом. Часть детей, проживающих в приюте, после лечения родителей от алкоголизма, возвращают в родительскую семью. По возвращению, приобретенные ребенком навыки в приюте теряются, так как сами родители являются безвольными, зависимыми и личностно не состоятельными людьми. Они сами являются ведомыми, нуждающимися в постоянном контроле и поддержке. И. М. Сеченов выражал свою мысль: «Если кто не слушался одного голоса, то только потому, что он слушался другого». Безусловно, подобные родители, не в состояние сформировать у своих детей необходимые волевые навыки, и этим детям трудно противостоять негативным соблазнам сегодняшнего дня. Как правило, дети из неблагополучных семей повторяют семейный сценарий, то есть проживают свою жизнь по образу и подобию своих родителей.

Сегодня, семнадцатилетний юноша, проживающий в приюте, по исполнению совершеннолетия начнет жить самостоятельно в комнате коммунальной квартиры, которая осталась после смерти своей алкоголизированной матери, с которой он проживал. На этот момент имеет множественные страхи и, прежде всего страх перед самостоятельным будущим, которое он не знает, как строить. Размышляет и задает вопросы: « Как буду жить один? Боюсь что, выйдя из приюта, буду пить и курить». Ясности цели, как писал Н. Д. Левитов, у субъекта не наблюдается. Из работ Н. Д. Левитова: «Развивающийся человек, есть, прежде всего, результат его воспитания». И как мы видим из реального примера, неблагополучие семьи, которое ведет к алкогольной со - зависимости, несознательности, не сформированности волевых качеств, страхам, тормозит развитие. Именно сознательность в поведения человека, направленная на достижение поставленной цели характеризует волевое поведение. Этот пример показывает то, что юноша ни на ближайшие цели не ориентирован, ни на отдаленные.

Активность или постоянная готовность к действию, по Н. Д. Левитову выражается в смелости, решительности, самостоятельности и инициативе. «Человек сильной воли обдуманно и быстро принимает решение, не отвлекаясь на посторонние мысли и действия».

Смелость, как одна из важнейших черт волевой активности, всегда связана с риском, опасностями и трудностями. Смелость нужна, по мнению Н. Д. Левитова, чтобы быть индивидуалистом, иметь мнение отличительное от мнения других, уметь анализировать и быть самодостаточным. Особенно эта мысль Н. Д. Левитова, современна и актуальна сегодня, когда поощряется индивидуализм.

Самостоятельность так же относится к чертам волевой активности. Не действовать по подражанию и прибегать к помощи других людей, а только в случае необходимости. При недостаточном развитии самостоятельности, часто наблюдается стремление переложить ответственность с себя на других.

Воля заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизнедеятельности. Воля проявляется в виде активности, самостоятельности и ответственности за себя в жизненных кризисных ситуациях. Это можно наблюдать в работе с подростками в институте протезирования. Эти дети пережили страх и ужас войны на территории Осетии, в Приднестровье, в Чечне, в городе Волгодонске, во время бытовых и автодорожных катастроф. В институте они находятся для протезирования своих частей тела – рук, ног.

Замечено, что дети, у которых к подростковому возрасту развиты волевые качества, более стойко переносят сложную перемену в жизни. Психотерапевтический процесс у детей с волевыми чертами происходит более динамично и продуктивно. Их позитивное эмоциональное состояние закрепляется более устойчиво, после психотерапии они строят планы на будущую жизнь. Когда говорят, что у человека сильный характер, имеют в виду то, что он имеет волевые качества: твердость, настойчивость, решительность, целеустремленность. Это значит, что он стойко переносит трудности. Для сознательной постановки цели и готовности ее добиваться, важна мотивировка волевого действия. Активность воли особенно выражается в инициативе.

Из высказываний Н. Д. Левитова: «Волевое усилие нужно понимать, как приказ себе делать все, способное достижению цели».

Н. Д. Левитин считал, что все отмеченные черты силы воли, сочетаются с другими, у одного и того же человека. Одни выделяются своей активностью, другие организованностью, исполнительностью, третьи - настойчивостью. Каждая из перечисленных положительных моральных черт, при определенных условиях может перейти в отрицательную. Если активность не организованна, она может привести к нарушениям дисциплины. Целеустремленность может принять гипертрофированные формы, она может не опираться на реальные силы и возможности, решительность может стать торопливостью, смелость – лихачеством, настойчивость может перерасти в упрямство. У одних субъектов более развита активность и они мало выдержанны, другие очень дисциплинированны и выдержанны, но им не достает инициативы, и решительности, у третьих энергии хватает лишь на короткое время, они не настойчивы, взявшись за дело, скоро его оставляют. Н. Д. Левитов ссылается на книгу В. И. Селиванова «Воспитание воли школьника», где описаны методы стимуляции воли: поощрение, одобрение, развитие чувства собственного достоинства, состязания, требование и наказание. Н. Д. Левитов считает, что сила воли воспитывается в условиях правильного режима, как в школе, так и в домашней обстановке. Сегодня, мне думается, акценты надо поменять местами. Волю ребенка, прежде всего, должна формировать семья, а только затем школа. Думаю, так считают многие специалисты, работающие с детьми и их родителями над темой воспитания и формирования воли. По мнению Н. Д. Левитова, волевые черты необходимы для нравственного воспитания, для дисциплины. Многие проступки объясняются недостатком устойчивости, выдержки, волевых качеств. Совершив необдуманные поступки, человек порой страдает, переживает свою импульсивность. Это про то, что воля связана с мыслительной деятельностью, с мышлением.

Существует мнение, что значение имеет генетика, где волевые качества могут быть заложены изначально. В основе само регуляции, как функции воли, лежат процессы возбуждения и торможения нервной системы. А так же в воспитании воли ребенка имеет значение личный пример и авторитет родителей, учителей, взрослых людей формирующих ребенка.

Организованность, как волевая черта характера влияет на успеваемость в учебе учащихся. Понятно то, что успеваемость зависит не только от интереса и способностей, но и от силы воли и твердого характера.

Воля отражает морально – ценностные ориентации – ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность. Развитие воли у детей связанно с развитием нравственности, мотивации, интеллектуальным развитием ребенка и рефлексии.

Сегодня, в современных условиях, дети учатся не только в общеобразовательной школе, получая среднее образование. Время требует разносторонних и качественных знаний. Дети обучаются одновременно в нескольких учебных заведениях. Это и курсы иностранного языка, и компьютерные курсы, музыкальные, художественные и спортивные школы.

Все эти занятия, или выборочно, составляют большую или очень большую нагрузку для учащегося. Занятия в интенсивном режиме зависит не только от интереса и способностей, но и от силы воли и твердого характера. Об этом писал Н. Д. Левитов. Именно в ситуации повышенной нагрузки у ребенка формируются волевые качества. Здесь проявляется его ответственность за выполнение всех заданных домашних заданий, вовремя, без опоздания прийти на занятия, иметь твердость быть максимально внимательным на уроках. Родителям загруженных детей очень важно проследить за режимом дня, режимом отдыха и сна.

Одним из примеров могут служить учащихся обучающиеся в хоровой школе, в ней дети имеют достаточно большую интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Они находятся в школе в течение всего рабочего дня и занятия, с перерывами, проходят на протяжении всего рабочего времени. Правильно спланированное учебное время позволяет детям обогатиться знаниями, повысить музыкальное мастерство и культурный уровень. Но приобретение этих навыков и знаний требует так же волевых усилий самого ученика. Организованность свойственна человеку с сильной волей, умеющему подчинять свою деятельность принципам. Организованности свойственна выдержка и самоконтроль. Выдержка, по мнению Н. Д. Левитова, связана с самоконтролем, умением контролировать свое поведение, способствует не поддаваться негативным воздействиям и соблазнам. Выдержка и контроль – необходимые условия дисциплинированности.

Настойчивый ученик, когда возникают трудности в обучении, занимается усиленно, так как для него важно закончить начатое дело. Именно в таких условиях проявляется характер, целеустремленность. Ребенок постоянно находится в активном состоянии, в деятельности, и это про выносливость. Таким образом, родители и учителя формируя волю ребенка, как основу характера, тем самым формируют его характер, считает Н. Д. Левитов.

Важнейшим признаком волевого поведения считают преодоление внешних и внутренних препятствий. Внутренние препятствия могут быть связанны с усталостью, леностью, страхом, желанием развлекаться или уйти от ответственности. Часто субъект в виде психологической защиты, считает внутреннюю причину объективной. Например: родители недостаточно уделяют внимание ребенку, находя объяснение в том, что много заняты на работе. Важную роль в преодолении затруднений в достижении цели имеет осознание ее значения, а значит и осознание своего родительского долга перед детьми.

На форуме «Дети в чрезвычайных ситуациях» озвучивалась проблема беспризорных и безнадзорных детей. На сегодняшний день в Москве построилось 15 приютов дневного и ночного пребывания, а в России их 850, это огромная цифра. Специалисты, работающие в области социальной работы, психологи, педагоги и другие специалисты понимают, насколько актуальна тема воли сегодня, насколько опасное и с нравственной точки зрения аморальное данное явление. Есть ли смысл построения стольких приютов, социальных центров для детей. Ни ответственность ли необходимо поднимать родительскую? Ни на семью ли, как на институт обратить внимание государству? Ни культуру ли поднимать в целом? Ни экономическими ли проблемами семьи нужно заниматься? Когда наши дети живут в государственном учреждении, это тоже про волю, волю родителей.

Волевые качества могут передаваться генетически, но вместе с тем подлежат формированию и подкреплению. Очень важен для ребенка воспитывающегося в семье пример родителей, их требования.

Часто в семье родители сознательно или неосознанно не формирует волю у ребенка, не обучают его навыкам организованности, подавляют его инициативу, не развивают самостоятельность. Это часто происходит в семьях: где мама домохозяйка, у нее достаточно времени, она руководствуется девизом «проще сделать самой», или предъявить окружающим и близким людям, что она находится «при деле», если реально ребенок имеет диагноз. В нашей стране часто функциональной матерью своему внуку является бабушка. Это связано с тем, что несколько поколений проживают вместе. Пенсионер - бабушка на пенсии дома с внуком, а молодая мать идет на работу. Существенная возрастная разница через поколение не всегда может объективно позволять относиться бабушке к ребенку, а кроме этого ее незнание возрастных и психологических особенностей каждого возрастного этапа.

К тринадцатилетнему ребенку необходимо предъявлять соответствующие возрасту требования, а не заниженные, как, например, девятилетнему. Приучать к организованности через систематическое соблюдение режима дня Не нужно выполнять за него те дела, которые он может сделать самостоятельно, а так же выполнение домашнего школьного задания или сбора школьных принадлежностей в портфель. Развиваясь в подобных условиях, ребенок чувствует себя робко, неуверенно, испытывает повышенную тревожность, которая блокирует волю.

Стойкость выражается в настойчивости, выносливости, и мужестве.

Настойчивость означает стремление преодолевать препятствия, побеждать трудности и доводить начатое дело до конца, Выносливость необходима во время занятий спортом. Выносливость проявляется в том, чтобы превозмогать боль, дискомфорт, преодолевать проявления утомления. Мужество является высшей чертой стойкой и моральной воли, считал Н. Д. Левитов.

Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Проявление воли у человека связанно с поддержанием своей целостности и самосохранении. Работая с категорией инвалидов с проблемами опорно - двигательного аппарата наблюдаю, как людям помогает воля, волевые качества, для выживания в наших современных условиях, где инвалид еще не считается полноправным членом общества, где он не может без помощи выйти из дома, где для них нет условий для посещения общественных и культурных мест. Насколько нужно быть сильным, волевым человеком, чтобы в подобных условиях не «опустить руки». Проживая один, без обеих ног, фактически с одной работающей правой рукой создавать изделия из дерева в домашних условиях и продавать их на рынке, спускаясь и поднимаясь с четвертого этажа самостоятельно, без лифта, при этом волоком таща за собой коляску…! Этот пример является образцом волевых качеств и мужества. Это показатель того, что человек сам способен к сознательному выбору, активности и поведению.

После ужасной трагедии в городе Беслане наблюдалась мудрость и воля осетинского народа. Работая с детьми Беслана после террористического акта, очевиден внутренний «стержень» у таких маленьких по возрасту людей, а это именно то, что мы называем волей. Как видно, в любой жизненной ситуации воля, необходимое качество для любого возраста, для каждого народа. Воля, это сознательное регулирование человеком поведения и деятельности. Воля, это умение преодолевать внутренние и внешние трудности при целенаправленных действиях и поступках. Она помогает жить и справляться с трудными жизненными условиями или ситуациями сегодняшнего времени.

Мотивы волевых усилий возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, а значит в первую очередь с обществом.

Изложенные положения Н. Д. Левитовым, несомненно, имеют основания.


  Назад

Просмотров: 4327


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Катерина
Дата: 2009-06-26

Конечно, волю надо воспитывать...

Комментарий добавил(а): Анастасия
Дата: 2016-04-22

Очень полезная ин-я,особенно для моего проекта.Спасибо!Но есть и маленькие недочёты) Но не суть.Ещё раз спасибо!

Комментарий добавил(а): Николай,62 года
Дата: 2011-03-23

воля-это стержень характера, его нужно воспитывать с 2-х летнего возраста!

Комментарий добавил(а): Лидия, 45лет.
Дата: 2011-09-01

Правильно! Согласна с Николаем!Чем раньше, тем полезнее для ребенка!

Комментарий добавил(а): студент 3-го курса
Дата: 2012-05-04

Почему-то эта тема мало кого интересует! А нам студентам, нужны на эту тему материалы для дом. заданий, курсовых, дипломных!Пишите, преподаватели-ученые!

Комментарий добавил(а): студент 3-го курса
Дата: 2012-05-04

Спасибо за статью, я ей воспользуюсь!

Комментарий добавил(а): Студенты 5 курса
Дата: 2012-08-19

Спасибо, Наталья Петровна, что заботитесь, о нас, студентах! Ваши лекции очень интересные, а главное содержательные, полезные и продуктивные! Успехов Вам в профессиональных изысканиях и научных разработках! С уважением!

Комментарий добавил(а): пенсионер
Дата: 2015-02-10

Хочу деятельность!Всю жизнь работал! В стране кризис, меня сократили, работы нет! Помогите!

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей