Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 16:06


Система Orphus

Мозарт - терапия в практической деятельности

Болотова Н.П.

Мы любим детей настолько, насколько способны любить. Но любить – это, прежде всего, принять. Принять безоговорочно и, безусловно.

Часто на прием к психологу обращаются родители с просьбой понять причины непослушания ребенка, грубости по отношению к родителям, агрессии к сверстникам, обмана или краж.

Родителям часто бывает трудно осознать, что причина девиантного поведения ребенка или соматических проявлений заключается во взаимоотношениях родителей со своими детьми. Именно мы, взрослые, выстраиваем эти отношения, или разрушаем их, порой так их и не выстроив.

Девочка из подготовительной группы детского сада на групповом занятии обращает на себя внимание тем, что расторможена, имеет частую смену настроения, тревожность, слабую концентрацию внимания, агрессию.

По запросу воспитателя с ребенком проводится Мозарт – терапия. На первых двух занятиях в игре «Витраж» она выбирает фигурки красного цвета (см. фото № 1 и фото № 2).

Фото № 1

Фото № 2

Для психолога важно определить, каким является красный цвет для девочки, красивым или агрессивным. Сама она скорей всего объективной в этом вопросе быть не может. И мы отправились в исследование. Несмотря на то, что заданность и ориентир на тему семьи и дома в игре «Витраж» отсутствует, композиция создана по принципу – у кого что болит, тот о том и говорит. Вот ее рассказ о содержании игровой композиции: «Домик, который стоит в поле». При этом она была взволнованна, и объяснить, почему он один и в поле, она не смогла.

Мы бы не смогли предположить, что этот красный квадрат на игровом поле Витража – дом, если б она сама об этом не сказала. Поэтому нам так важно услышать от ребенка о том, что он выложил из фигурок, какое содержание стоит за его композицией, какой смысл он вкладывает в свой игровой сюжет. В данном случае возникают другие вопросы. Что за сказанной фразой девочки стоит? Одиночество ребенка в своей семье?

Психолог в процессе Мозарт - терапии наблюдает за изменеием игровой композицией, за действиями и реакциями играющего, за содержанием его рассказа и так далее.

На третьем и четвертом занятиях несмотря на то, что сюжет игры не изменился, появился в композициях зеленый цвет. Это указывает на то, что ребенок, отдавая отрицательные эмоции через цвет, форму, сюжет в данный момент испытывает некоторое успокоение. Кроме этого сама игра воздействует седативно.

На пятом занятии предложена игра «Усадьба». В этой игре много зеленого цвета, который сам по себе имеет успокоительное действие.

Рассказ девочки: «Есть доброе, и есть злое. Злое, находится ближе к сердцу». Использовала фигурки домиков без дверей, но искала фигурку, на которой была бы дорога к дому. То есть она закрыта, не готова или не желает прямого контакта, и в то же время подсознательно ищет способ выйти из тягостного состояния (см. фото № 3).

Фото № 3

На шестом занятии - «Усадьба». Рассказ ребенка о содержании композиции: «В одном из домиков бабушка с дедушкой ждут меня в гости, пекут пирожки. В другом домике живу я одна. На вопрос психолога: «Почему одна. А мама?». Отвечает: «А мама в другом доме будет жить. Маме места нет, и не будет» - агрессивно и твердо она отреагировала. Это занятие было кульминационным. Теперь у нас есть ответ на вопрос, который возник на первых двух занятиях. Красный цвет в первых двух играх, это цвет агрессии на одиночество и обиду которую ребенок испытывает по отношению к маме. В Мозарт – терапии проявился сигнал о том, что в семье девочки существуют детско – родительские проблемы, в частности сложности отношений мамы и дочки.

На следующей, седьмой встрече в предложенной игре «Космос» она выкладывала один и тот же сюжет несколько раз, и повторяла: «На одной планете живу я, а на другой мама», «На планете есть большой дом. В нем живу одна, а мама живет в другом доме на другой планете» (см. фото № 4).

Фото № 4

Безусловно, девочка неосознанно сигналит в игре о своей проблеме, просит о помощи. Ее страдания, несогласие с тем, как с ней обходятся, и что происходит в ее жизни, проявляются как защита в виде агрессии. В Мозарт - терапии очень ценно то, что ребенок может отреагировать свои негативные эмоции, свои переживания, что в данном конкретном случае мы и наблюдали. На следующем этапе Мозарт – терапии происходит моделирование новой позитивной игровой ситуации, закрепление ее и применение в реальной жизни.

В данном случае, недостаточно работать только с ребенком, необходима работа в рамках системной семейной психотерапии. Параллельно сессиям с ребенком, работа с мамой. Действительно в семье есть место сложным взаимоотношениям. Мама это подтвердила. Два года назад она вышла второй раз замуж, родила во втором браке ребенка, увлеклась им, а шестилетней девочке внимания не уделялось. У ребенка появилось ощущение ненужности и отвержение своей мамой, своей семьей. Возможно, мама не замечала перемены в девочке, возможно, недооценивала их. Ребёнок со временем стал проявлять агрессию, так как ее переживания взрослыми не были замечены.

Иногда для того, чтобы примирить, собирающихся разводиться супругов, психолог предлагает супругам поменяться ролями – оказавшись в роли другого человека, будет, конечно же, значительно легче его понять. Но всегда ли хорошо поменять ролями надолго или навсегда?

Приведем пример семьи, в которой родители со смещенными ролями.

Например, полная семья, состоящая из папы, мамы и сына шести лет. Причина посещения психолога состояла в том, что у мальчика расторможенность и энкопрез.

Семья пришла к психологу после того, как посетила опытного психоневролога который, после осмотра ребенка, сбора анамнеза, не обнаружил показания для лечения, и посоветовал обратиться к психологу.

В процессе работы выявилась перевернутая иерархия в семейной системе. Папа не работает и выполняет функцию домработницы. С его слов, он занимается ребенком. Мама выполняет функцию папы, то есть содержит семью, работает в должности административного лица на предприятии, часто привозит документы домой и работает с ними и по ночам. При такой загруженности у нее нет ни сил, ни времени для общения с ребенком.

Родителей устраивают эти роли. Мы наблюдаем активную женщину, которая реализуется, утверждается, живет насыщенной жизнью, имеет признание коллег и сослуживцев, и инертного, мало энергичного мужчину, имеющего пассивную жизненную позицию. Возможно, родителям мальчика удобно жить в выбранных ролях, возможно, они об этом и договорились. Но это не удобно ребенку, его это никак не устраивает, он испытывает эмоциональный голод. Ему нужна мама, ребенок нуждается в материнском внимании и тепле. Ребенок этого не осознает на сознательном уровне, но физическое тело сигнализирует: «Мама, я есть, обрати на меня внимание». Ведь не секрет, что психологическое и физиологическое состояние связаны друг с другом, и пример мальчика нам ярко это демонстрирует.

Проводилась психотерапия супружеских отношений, психокоррекция родительских ролей, детско – родительских отношений. С мальчиком был проведен курс Мозарт - терапии.

По окончанию комплексной работы, со слов родителей, мальчик стал заметно спокойнее, и энкопрез стал проявляться значительно реже. Семье было дано домашнее задание и рекомендовано его выполнять до следующей встречи, на которую они приглашаются через два месяца для повторного курса.

Сегодня наступила новая эпоха – мобильная и динамичная. И у людей, которые попали в сложную ситуацию, выявляются многочисленные социо – психологические факторы, порождающие деформацию личности, искажения сознания и чувств, тормозящие развитие личности - страх, тревога, депрессия.

Следующий пример покажет, как Мозарт - терапия работает в случае клинического случая.

За консультацией обратилась семья из трех человек – мама, папа и дочь 14–ти лет. Проблема в том, что девочка посещает специализированную школу с углубленным изучением немецкого языка. Родители считали, что дочь недостаточно занимается, недостаточно уделяет времени на подготовку домашнего задания. В связи с этим требования со стороны родителей возрастали, контроль ужесточался, у девочки все меньше и меньше оставалось времени на отдых, прогулки и развлечения. Она утомлялась и истощалась, постепенно уходила в свой мир иллюзий, обособлялась и, наконец, совсем замкнулась, чувствуя вину перед своими родителям, планы и тщеславие которых не оправдывала. Однажды, проснувшись утром, подойдя к окну, девочка стала руками приглашать «гостей приехавших к ней из Германии», и рассказывать родителям о том, что к ней приехали немцы.

Эти неадекватные реакции проявились в следствие напряженной и травмирующей ситуации для ребенка в которой он находился. Состояние девочки связано с гиперсоциальностью родителей, которые в свое время в школе учились на «отлично». Мама окончила школу с золотой медалью, папа окончил школу с преимуществом пятерок. Оба социально успешные люди, имеют свою организацию и руководят ею. Конечно же, они любили и любят своего ребенка, не хотели ему страданий. Они как любящие родители желали, чтоб их ребенок получил хорошее образование, имел в будущем перспективу профессионального роста. Но они не учли того, что, несмотря на то, что это их родной ребенок - он другой, с другими природными данными, задатками, с другими способностями и возможностями, как интеллектуальными, так и психологическими.

Есть важный элемент, который существует в семьях, этот элемент называется семейный миф. Внутри семьи, он примерно звучит так: «Мы – одаренные», «Мы – интеллектуальные» и так далее. Семейный миф, это то, что выдумано, или реально существовавшее в поколениях, но которое обязательно должно поддерживаться другими поколениями. С этим мифом семье кажется, легче и спокойнее жить. С такой легендой они чувствуют себя социально - значимыми в своих глазах, в глазах близких людей, в глазах общества. Это то, что формируется не одним поколением и плохо осознается людьми. В семье этой девочки, родители являются отличниками, в связи с этим, вынуждена и она соответствовать этому мифу, а значит быть достойной своей семьи. В данной семье миф очевиден и девочка очень старалась ему соответствовать.

Параллельно медикаментозному лечению у врача, девочка проходила цикл Мозарт - терапии, групповые тренинги на взаимодействие и межличностное общение.

К Мозарт - терапии девочка отнеслась с большим интересом. Она с удовольствием играла в игры: «Витраж», «Усадьба», «Город», «Космос». Проследим психологическое состояние этой девочки по фотографиям игры «Витраж» (см. фото № 5,6,7).

Фото № 5

Фотография первого занятия. На ней мы видим одинокий квадрат в центре игрового поля. Это единственное, что могла создать 14 – летняя девочка на тот момент.

Фото № 6

На втором занятии, на игровом поле значительно больше фигурок, но их цветовая гамма выражает несогласие, протест, агрессию.

Фото № 7

Фотография десятого занятия. Прорыв очевиден, цвет фигурок вполне благополучный, использовано практически все игровое пространство и даже есть потребность выйти за него, хотя использованы в основном треугольники.

Работа с девочкой была длительной, циклами, в течение трех лет. В процессе занятий наблюдались нарушения психомоторики, в виде вербальных и невербальных навязчивостей, которые со временем проявлялись все реже.

Травмированный пациент в игре может рефлексировать чувства, отреагировать вербально и невербально свою душевную боль, страдания, разрушения.

Порой дети рождаются случайные, незапланированные, нежеланные, отвергаемые по разным причинам.

Следующий пример Мозарт – терапии в работе с тревожным подростком.

На прием пришла женщина с тринадцатилетним сыном. Она долго рассказывала, какой ленивый, безответственный, неаккуратный у нее сын, плохо учится, имеет много троек. В процессе изложения «проблемы ребёнка», ёё возмущение и негодование всё больше и больше возрастало. Она все громче, эмоциональнее и быстрее говорила. На вопросы психолога, о том, что в мальчике есть положительного, долго думала, после чего сказала: «Ничего».

Мы прослеживаем процесс отвержения матерью своего ребенка. Как выявилось в позднее, отвержение связано с переносом негативных чувств по отношению к своему отцу на своего сына. Сын внешне похож на её отца, с которым у нее конфликтные отношения, и которые происходят из ее детских обид, за излишне требовательное, жестокое и пренебрежительное отношение к ней. На определенном этапе эти отношения переросли в неприязнь друг к другу. Сегодня глядя на сына, мать невольно видит в нем своего отца. И то отношение, которое испытывает к родителю, не осознанно переносит на сына. Диагностика перцептивных процессов – память, внимание, мышление выявила показатели в пределах нормы. Но при диагностике тревожности, выявилась высокая межличностная и школьная тревожность. Ребенок не чувствует себя нужным и защищенным. Именно тревожность блокировала перцептивные процессы и не позволяла учиться успешно.

Прежде всего, проводилась психотерапевтическая работа с мамой, а так же работа с сыном и в диаде – мама, сын. Одно из направлений работы с мальчиком была Мозарт – терапия (см. фото № 8).

фото № 8

Уже на первом занятии мы наблюдаем, что подросток выбрал игровое поле с темно - синими, почти черными фрагментами, что указывает на неблагополучие эмоционального состояния. Также показателем негативных переживаний служит то, какого цвета выбрал фигурки, а выбрал он их опять темно - синего, фиолетового, красного и в форме треугольника. Все эти показатели для нас диагностические.

В процессе проводимого курса с мамой, у нее произошло осознание причин взаимоотношений с сыном, причин трудностей обучения сына, его эмоциональных проблем. Когда мама смогла принять своего ребенка, а он отреагировал негативные переживания у них начались другие отношения. Постепенно у мальчика ушла тревожность, поднялась самооценка, уверенность в себе в своей ценности, и, в связи с этим, успеваемость в школе.

Следующий пример:

На приеме по запросу администрации детского приюта, две сестры - подростки тринадцати и одиннадцати лет. Из беседы с девочками: сестры проживали в пригороде города Тюмень со своими родителями, в частном доме. У них было все, что необходимо детям в этом возрасте – семья, родители, теплый дом, своя комната. Девочки посещали школу. Встречались с подругами. Однажды родители приняли решение продать имущество - дом, гараж, а на вырученные деньги от продажи имущества переехать в город Москву.

Родители девочек надеялись, что в новом городе очень быстро приобретут высокооплачиваемую работу, добавят деньги, что выручили от покупки дома, гаража и приобретут новое московское жилье и прописку. А пока они устроятся на работу, временно поживут у сестры мамы этих девочек, которая проживает в Москве. Так и произошло. Продали жилье и приехали к маминой сестре. Работу в Москве никто не предлагал. Деньги от продажи дома тратились на продукты и необходимые нужды. Проходили месяц за месяцем. После длительного пребывания в семье сестры, родственники предложили им снять квартиру, чтоб друг друга не обременять, что они и вынуждены были сделать. Время шло, а работы всё не было, случались разовые подработки, и незначительных денег хватало только на скудное существование. Папа начал от безысходности увлекаться спиртным, а за ним и мама стала находить утешение в спиртном. Деньги, привезенные с прошлого места жительства, закончились, и семья вынуждена была освободить квартиру, идти на улицу.

Так девочки оказались на вокзале, а затем и в приюте. На сегодняшний день мама с папой вместе не живут, у каждого свой способ выживания. Оба они без постоянного места жительства, и без регистрации. Иногда мама навещает своих дочек в приюте и обещает их взять когда – нибудь к себе. Дети надеются и ждут. Только взять их ей некуда и когда это произойдет неизвестно.

Такова судьба детей, у которых беспечные, недальновидные, опрометчивые и безответственные родители. Было у этой семьи все – любовь, тепло, внимание друг к другу, свое жилье и перспектива благополучного будущего, но за короткий срок от семьи ничего не осталось, жизнь каждого идет своей дорогой. А дети нуждаются в психологическом сопровождении.

У старшей сестры на первой встрече наблюдалось напряжение, сочетание уходов в себя с повышенной привязанностью к психологу, быстрая утомляемость, снижена познавательная активность, низкий уровень знаний и выраженный интерес к игровой деятельности. Себя характеризует как одинокую, неудачную и нелюбимую. Девочке предложена игра «Город».

На первом занятии она из фигурок выложила картинку, которую назвала «Красное лето». Рассказала, что на картинке то, о чем мечтает: «Это будет происходить в будущем времени. Я буду работать поваром. В домике живу я с сестрой, а мама с дядей Сашей в соседнем доме, третьем доме - бабушка. Мы ходим, друг к другу в гости, в магазин за сладостями».

Девочка ориентирована на создание своего дома, в котором тепло и уютно.

Из геометрических фигур ей больше всех нравится круг. Из цветовой гаммы - розовый и оранжевый цвета. Рассказывая о сюжете, продумывает каждое слово, выверяет его. По робкому и тихому вербальному сопровождению ребенка своей картинки наблюдается неуверенность, как в сегодняшнем дне, так и неуверенность будущего времени.

На втором занятии девочка вновь проигрывает ситуацию будущего желаемого времени. На этом занятии она более раскрепощена и свободна, чем на первой встрече. Название рассказа: «Поселок Свердловский». «Живу в поселке в голубом доме, на третьем этаже. Живу в нем с мамой и с сестрой. Мне в этом доме уютно. Учусь в школе, Ходим в гости, сами принимаем гостей. Чувствую себя счастливой, когда иду с мамой по магазинам. Моя жизнь была бы счастливее, если бы я с мамой уехала далеко».

На третьем занятии девочка назвала рассказ «Город Щелково». Это название города, в котором она живет в приюте. Ее рассказ: «В городе все гуляют, ходят в гости. В голубом доме на третьем этаже, с розовыми окнами я живу с мамой и сестрой. Я бы от мамы переняла ласковость, уважительность, а от сестры веселость. Люблю принимать гостей, угощать чаем с тортом, могу сама стряпать пирог. Хочу, чтоб меня хвалили, уважали, гладили по головке и говорили: «Какая ты молодец, не ругали, говорили все обо мне хорошее, не кричали».

На четвертом занятии события в рассказе происходят в настоящем времени, что указывает на то, что ребенок ситуацию приближает к реальности. У девочки не наблюдается напряжения, продумывания каждого произнесенного слова. У ребенка есть надежда на то, что желаемое произойдет. Название рассказа - «Красочный город». «Живу в высоком доме, на самом высоком этаже, все видно. Живу с сестрой и мамой. Мы играем, смотрим телевизор. В соседних домах живут друзья».

После четырех встреч характеризует себя как уступчивую, зависимую, неуверенную, невезучую, но и как самостоятельную, любимую, справедливую, благополучную. Мы показали лишь начало психокоррекционного курса, и то, как у подростка происходит принятие действительности, меняется отношение к себе, а значит и взаимоотношения с окружающими.

Мы наблюдаем, что в игре ребенок постоянно выкладывает один и тот же сюжет: дом, семья, чай, телевизор. Наблюдается тоска по прошлой жизни, а желание жить в семье у девочки еще будет долго сохраняться и работа с психологом предстоит длительная.

У младшей сестры наблюдалась тревожность, напряженность, снижение зрительного контакта, застенчивость, повышенная утомляемость, снижение познавательной активности, интерес к игровой ситуации. Предложена игра «Город». На первом занятии создает сюжет в прошлом времени. Выделяет из цветовой гаммы серый цвет, безликий, который характеризует одиночество.

Название рассказа – «Город Тюмень». Ее рассказ звучит с сожалением: «Я раньше жила в Тюмени, там остались бабушка, дедушка, сестра, тетя, друзья. Я пишу друзьям письма. Ходили с бабушкой на огород. Ходили в поход всей семьей с друзьями. В лес ходили по ягоды, грибы. Когда вспоминаю, становится обидно. Папа часто кричал на нас, на маму. (появляются слезы). Мне хорошо, когда я рядом с мамой. Мне грустно, когда у меня, ее нет». Во время рассказа девочка напряженная, робкая, неуверенная.

На втором занятии сюжет представлен в настоящем времени, Используемый в игре цвет - желтый, характеризуется как потребность в душевном тепле. Название рассказа: «Город Свердловка». «Живу в доме по размеру ни большом, ни маленьком – среднем, желтого цвета. В красном не хотела бы жить, не нравится. Живу с мамой и сестрой. В доме играю, смотрю телевизор. Хотела бы быть похожей на старшую сестру. Играем в карты, прятки». О настоящей жизни в сюжете рассказывает вдохновенно. Спокойная, эмоциональное состояние ровное. На третьем занятии девочка не только не проявляет напряжение или тревогу, она чувствует себя свободно, раскованно, улыбается и смеется. В её сюжете события происходят в будущем времени. Ориентирована как на свой внутренний мир, так и на общение с окружающими. Нравится голубой цвет.

Название рассказа: «Город Тюмень». «Живу в голубом доме с сестрой, дедушкой, бабушкой, мамой, папой в Четырехкомнатной квартире. У меня не отдельная комната, а вдвоем с сестрой» - радостно сказала она.«В соседнем доме живет подруга Алла, вообще у меня много подруг». На четвертом занятии девочка проявляла себя естественно, искренно. Предложена игра «Космос». Выбрала планету светло – зеленого цвета.

Название композиции: «Космическое искусство». Из рассказа ребенка: «На планете нет живых существ. В космосе есть другие планеты. Ракеты с планеты Земля летят на планету Юпитер с исследовательской целью, чтоб узнать, что находится на планете. В космосе пустота. У меня тоже внутри пустота, но с чем связана - не знаю». В последней фразе очень показательны ощущения ребенка. Без данной игры ребенок никогда не смог бы выразить те ощущения, которые испытывает. Благодаря Мозарт - терапии ребенок рефлексировал свои чувства, а осознание их будет происходить на следующих встречах. Изменение эмоционального состояния девочки наблюдаем по тому, как меняется выбранный цвет при каждой встрече: серый – желтый – зеленый.

После четырех встреч характеризует себя замкнутой, уступчивой, неуверенной, зависимой, решительной, самостоятельной, решительной, везучей, любимой, умной и благополучной. Описав конкретную ситуацию, человек вживается в нее проявляя фантазию, эволюционирует вместе со своим сюжетом. Это значит, что у него прибавляется практический опыт в рамках игровой деятельности, который он переносит в реальную жизнь. Приведенные примеры показали как Мозарт – терапия успешно диагностирует, психокорректирует и психотерапевтирует эмоциональные состояния. То, что ребенок не осознает, не может сказать, высвечивает игра. Мозарт – терапия дает возможность ребенку отреагировать свою проблему, спланировать свое будущее, помогает формировать позитивное отношение к жизни, доверие к людям, позитивное преобразование сознания личности, его поведение, способность полноценно развиваться.


  Назад

Просмотров: 3763


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Михаил
Дата: 2009-03-28

Очень полезная статья, как для специалистов, так и для родителей

Комментарий добавил(а):
Дата: 2019-04-30

Комментарий добавил(а):
Дата: 2019-04-30

Комментарий добавил(а): Оксана, студент психолог - педагог
Дата: 2013-06-02

Где можно научиться, есть ли литература?

Комментарий добавил(а): ольга
Дата: 2011-08-16

побольше таких полезных статей.

Комментарий добавил(а): Татьяна, 32 года
Дата: 2011-09-01

Нам,родителям, необходимо образовываться прежде, чем заводить детей.

Комментарий добавил(а): Дарья, 29 лет
Дата: 2011-10-02

Очень интересно и очень полезно!Спасибо!

Комментарий добавил(а): Евгения
Дата: 2012-05-31

Слушайте, неужели по картинкам можно определить состояние человека? Ничего себе!Хочу научиться!

Комментарий добавил(а): Светлана, клинический психолог
Дата: 2012-08-19

Учитесь! Полезно и увлекательно! Обучилась, применяю с детьми в клинике!Все три методики метода незаменимые для детей с нарушениями. Спасибо.

Комментарий добавил(а): Леонид, педагог-психолог
Дата: 2012-09-30

Вызывает интерес...

Комментарий добавил(а): Елена Львовна
Дата: 2015-01-26

Наталья Петровна, спасибо за прекрасные методики. Работаю и радуюсь!

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей