Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 16:06


Система Orphus

Новый взгляд на психологическую реабилитацию инвалидов

Болотова Н.П.

Более 10 лет занимаюсь проблемами инвалидов опорно – двигательного аппарата. Последние годы, занимаюсь практической деятельностью и провожу обучающие семинары - тренинги для специалистов Реабилитационных центров Московской области. Для эффективности проведения будущих семинаров проводится качественный анализ содержания проведенных. На основании этого можно вывести некоторые общие данные, некоторые показатели, которые дадут нам в целом представление о направлениях работы с инвалидами опорно – двигательного аппарата в настоящее время.

Все Реабилитационные центры городов Московской области для инвалидов с ограниченными возможностями находятся на окраинах городов и имеют оптимистичные названия. В г. Воскресенске «Преодоление», в г. Королеве «Ступени», в г. Домодедово «Надежда», в г. Егорьевск «Исток», в г. Клин «Радуга», в г. Реутово «Родничок», в Сергиево – Посадском районе «Оптимист», и т.д.

Под нужды Центров переданы в основном здания дошкольных учреждений, с прилегающей к ним территорией. В зданиях произведен ремонт, и некоторые частично оборудованы с учетом направлений работы, но нужно заметить, что помещения пока не переоборудованы для такой категории, как инвалиды с ограниченными физическими возможностями. Некоторые центры имеют два помещения, например: одно помещения для первичного приема, другое для практической деятельности; одно для методической работы, другое для приема и деятельности; одно для медико - социальных услуг, другое для социально – психологической реабилитации и т.д.

Целью деятельности Реабилитационных центров является оказание детям, подросткам и взрослым инвалидам квалифицированной медико – социальной, психолого – социальной и социально – педагогической помощи, для адаптации в обществе.

Содержание и цели работы Реабилитационные центры определяют совместно с местным управлением города, округа, района. Или согласовывают с местным управлением города, округа, района, но с учетом мнения, пожеланий и рекомендаций самих инвалидов.

В центрах осуществляются следующие направления работы:

  • консультационное;

  • диагностическое;

  • медико - социальное;

  • психологическо - педагогическое;

  • коррекционное;

  • логопедическое;

  • социально – правовое;

  • социальный патронаж;

  • гуманитарно - просветительское;

  • творческое;

  • культурологическое.

В центрах работают психологи, логопеды – дефектологи, музыкальные терапевты, игротерапевты, педагоги, воспитатели, социальные педагоги. Многие реабилитационные центры прошли аккредитацию на оказание медицинских услуг. В этих центрах работают врачи – терапевты, физиотерапевты, травматологи - ортопеды, невропатолог – невролог, медицинские сестры, массажисты, что дает возможность иметь комплексный подход к решению проблем инвалидности. Опираясь на мультидисциплинарность, принцип комплексности, подвергается коррекции не только основной дефект, но и сопутствующие ему изменения личности.

Проведена аналитическая работа по заполненным анкетам данных сотрудниками – слушателями, работающих в реабилитационных центрах с инвалидами, в процентном соотношении:

Возраст специалистов работающих в центрах:

  • возраст - 20 – 30 лет - 10%

  • возраст - 30 – 40 лет - 25%

  • возраст - 40 – 50 лет - 50 %

  • возраст - 50 – 60 лет - 15%

Образование специалистов:

  • образование высшее – 60 %

  • образование – среднее – 40 %

Стаж работы:

  • стаж работы общий 10 – 20 лет – 30 %

  • стаж работы общий 20 – 30 лет – 60 %

  • стаж работы общий 30 – 40 лет - 10 %

Стаж работы по специальности:

  • стаж работы по специальности 1 - 3 года – 20%

  • стаж работы 3 – 10 лет – 50 %

  • стаж работы 10 20 лет – 30 %

Должности и их соотношение:

  • психолог – 10%

  • специалист по социальной работе – 15%

  • педагог–15%

  • воспитатель – 10%

  • социальный педагог - 20%

  • логопед – дефектолог- 5%

  • врач – 10%

  • медицинская сестра - 7%

  • массажист – 5%

  • инструктор ЛФК – 3%

Наличие собственных детей – 90%

Нужно сказать, что, в отдельных Реабилитационных центрах, недостаточное количество профессиональных сотрудников. Например, на должности педагога или специалиста по социальной работе не всегда сотрудник с педагогическим или социальным образованием, но обязательно всегда женщина. Это позволяет предполагать, что при принятии на работу, женщина, изначально рассматривается как мать, а значит и педагог. С инвалидами работают специалисты не по профилю, пришедшие в социальную сферу из других областей деятельности, пенсионеры и приезжие. Недостаток компетентных специалистов, связан с многими факторами: низкой заработной платой, сложными условиями труда в виде морально - психологических и физических.

В Реабилитационных центрах недостаточное количество технических средств, средств передвижения, но за каждым центром хотя бы одна машина – ГАЗ закреплена. Реабилитационные центры обслуживают разных инвалидов – инвалиды опорно – двигательного аппарата, инвалидов, имеющие диагноз ранний детский аутизм, эпилепсия, сахарный диабет, врожденный порок сердца, олигофрения, синдром Дауна и др.

В каждом центре существует разделение инвалидов на группы. Одни центры делятся на группы по возрасту, например, дошкольники и школьники, другие по диагнозу, третьи по степени тяжести диагноза и т. д.

Во всех центрах на каждого отдельного реабилитируемого инвалида ведется «карта – история» и заполняется текущая документация. Почти во всех центрах работа проводится амбулаторно. Реабилитационный курс состоит примерно из трех месяцев в году. Как правило, за инвалидом опорно – двигательного аппарата независимо от его возраста для прохождения курса ежедневно выезжает служебная машина ГАЗ, и после его отвозит домой. Встречаются инертные родители детей – инвалидов, у которых нет выраженных трудностей опорно – двигательного аппарата. Если в силу недостатка средств передвижения, транспорт выехать за ними не может, то сами они не приезжают, отказываются привозить ребенка на реабилитацию.

Есть направление патронажной службы. Социальные педагоги, специалисты по социальной работе выезжают на дом к инвалиду для проведения реабилитации в домашних условиях.

В центрах работают физиокабинеты, спортивные залы, музыкальные залы, бассейн. Оздоровление проводится на ипподроме, в театрах, в цирке, в общении друг с другом и т.д. Директора центров ждут расширение штатов, дополнительных сотрудников, особенно чувствуют нехватку логопедов, массажистов, испытывают недостаток методической литературы, кабинетов, устройств с подъемником, транспорта, нуждаются в загородном лагере для формирования и приобретения походных навыков инвалидам.

Важнейшим аспектом реабилитации является профессиональная реабилитация. Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, рациональное устройство инвалидов. Министерство социальной защиты населения Московской области и международный независимый эколого – политологический университет (МНЭПУ) начал совместный проект по созданию областной сети дистанционного обучения инвалидов на базе Интернет – классов реабилитационных центров Московской области. Интернет - классы уже начали работать.

Периодически все сотрудники Реабилитационных центров Московской области посещают различные курсы по повышению квалификации. В области психологической реабилитации инвалидов Министерством социального развития Московской области предложен один из новых обучающих семинаров на тему: «Реабилитация инвалидов с помощью новой игротерапевтической технологии Мозартика». Практически каждый директор перечисленных Реабилитационных центров присутствовал на обучающих семинарах – тренингах. Это говорит о их заинтересованности в современных методиках, желании получать современные знания, быть вместе с коллективом, отслеживать их личностное и профессиональное развитие.

Программа обучающего семинара - тренинга для специалистов проводится три дня. Читаются лекции по заданной теме, проводятся практические занятия, на которых слушатели знакомятся с методиками применения Мозартики: «Мозарт – терапия» и «Мозарт – развитие», прорабатывают свои личностные и жизненные проблемы. Это дает возможность понять механизм работы игры, обучиться ее применять, научиться рефлектировать, отреагировать свои жизненные ситуации, без чего не представляется возможным работать, ведь понять принципы методик возможно лишь в реальной работе. Этот важный аспект учтен для полноценного процесса обучения. Таким образом, группа на семинаре является не только обучающейся, но и клиентской.

Занятия настолько сбалансированы и насыщенны практическим «инструментарием», что все участники учебной группы, в завершающий третий день, начинают самостоятельно практиковать под супервизией обучающих специалистов. Начинать работать с инвалидами под очной супервизией, очень важный момент. Слушателю курсов это дает более уверенное начало для работы с современной технологией, создает поддержку и ощущение безопасности, вырабатывает требовательное отношение к игровой деятельности в новом изучаемом направлении, с помощью супервизора возможность заметить, а главное исправить допущенные ошибки.

В качестве «изюминок» учебного процесса необходимо отметить:

  • работу с реальными клиентами – участниками;

  • проведение очной супервизии;

  • четкую организацию учета инвалидов благодаря бланку – протоколу и фотографии;

  • сочетание в одной группе специалистов, имеющих разное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое).

У специалистов реабилитационных центров неподдельный глубокий интерес к современным методикам. Задают много существенных и профессиональных вопросов.

Во время обучения каждый специалист находит применение Мозартики в направлениях своей деятельности. Врачи, неврологи, психологи на практических занятиях применяли в рамках своей компетенции, своего интереса, раскрывая эмоциональное состояние инвалида с помощью методики «Мозарт – терапия». Педагоги – психологи, социальные педагоги, воспитатели рассматривали Мозартику с точки зрения развития когнитивных процессов инвалида и применяли методику «Мозарт – развитие». Логопеды, применяя Мозарт – развитие, отрабатывали звуковое произношение на тему игрового сюжета, созданном самим ребенком – инвалидом, что очень важно. Подход в работе с учетом интереса ребенка повышает эффективность звукопроизношения. Замечено, что в рамках гуманистической игровой терапии новые знания применяли врачи, психологи, педагоги, воспитатели и специалисты по социальной работе. Другие специалисты применяли игровую технологию в контексте строго полученных знаний на семинаре. И те и другие специалисты правы. Это говорит о том, что любой из них, в рамках своей профессиональной компетенции и деятельности, могут применять в работе с инвалидами игровые методики.

Психологическая реабилитационная работа показывает положительную динамику, как отдельного инвалида, так и общую положительную динамику всей группы инвалидов: снижается уровень психического напряжения, повышается уровень коммуникации. У некоторых инвалидов, уже на первом реабилитационном игровом занятии наблюдается «психологический прорыв», инсайт, осознание своих психологических трудностей, проблем и способы их решения. Это указывает на эффективность методики «Мозарт – терапия» и умения специалиста ее применять.

Практически все реабилитирующиеся инвалиды, как дети, так и взрослые, независимо от возраста, с удовольствием не только играли, но и с удовольствием общались со специалистами на предмет своих составленных игровых сюжетов - проекций. И взрослые инвалиды, и дети инвалиды отмечают интерес к игровой реабилитации.

Всегда в основе проведения учебного семинара – тренинга для специалистов:

  • составляется программа его проведения;

  • проводится анкетирование специалистов - слушателей:

  • дается теоретический материал в виде лекций для освоения методик;

  • ведутся рабочие протоколы;

  • снимаются фотографии каждой образной композиции созданной участниками семинара в процессе тренинга;

  • проводится анонимный письменный отзыв слушателей о каждом проведенном учебном дне.

После каждого семинара – тренинга проводится аналитическая работа:

  • анализ анкет слушателей;

  • анализ рабочих протоколов;

  • анализ смыслового и символического содержания фотографии;

  • анализ соответствия устного ответа записанного в рабочем протоколе и созданной композицией на игровом поле, запечатленной на фотографии;

  • анализ анонимных письменных отзывов о проводимом семинаре.

Аналитическая работа позволяет совершенствовать процесс обучения, поэтому, всегда после проведения семинара – тренинга производится аналитическая работа и отчетная форма о его проведении.

В Подмосковных городах существует местное телевидение, так в г. Егорьевске на психологической реабилитации инвалидов присутствовали корреспонденты местного канала.Выборочно у отдельных инвалидов брали интервью о психологической реабилитации. Из выступления Кадочникова Игоря, 30 лет, инвалида с проблемами опорно – двигательного аппарата (ампутация ноги). «Я считаю, что проведение таких игр взрослому, старшему поколению очень помогают включить свои, давно забытые еще в детстве, оставленные функции. Которые позволяют, ярче смотреть на мир, на жизнь, которые в процессе обыденной жизни зачастую атрофируются и теряются. Люди становятся серыми, скучными, а именно такие игры немного возвращают их в детство, заставляют улыбнуться, почувствовать себя моложе, а смех, как известно, продлевает жизнь, улучшается настроение, становится лучший взгляд на жизнь. Становится интересней жить, поэтому, я считаю, что такие игры очень хорошие, и советую каждому человеку использовать игровые возможности. Они с виду детские, но таят в себе потайной смысл».

Очень ценно, что инвалиды, в лице Кадочникова Игоря, понимают про «потайной» смысл игротерапии, так как взрослые инвалиды к игровой терапии могут относиться скептически, не понимая ее смысла, могут отказываться от игровой работы, хотя она очень эффективна.

Инвалиды по окончанию семинара, часто выражают мнение о том, что уделяется недостаточное внимание в реабилитации психологическому направлению. Они считают, что в комплексном реабилитационном подходе психологическое направление так же значимо, как и медицинское. Кроме этого, в каждой семье, где есть инвалид, есть масса психологических особенностей, и трудностей. Поэтому инвалиды нуждаются в реабилитации всей его семьи, в виде системной семейной психотерапии. Еще очень важное направление – тренинг, тренинговая форма работы с инвалидами на темы: «Развитие личностного роста», «Развитие коммуникативных навыков» и др.

После обучения современным методикам важно отслеживать процесс работы специалистов. Это нужно для того, чтобы понимать испытывает ли специалист трудности в самостоятельной работе с инновациями, какие результаты у инвалидов с их применением. Со всеми центрами, где проводилось обучение, взаимодействие продолжается. Реабилитационные центры параллельно с применением других методик и техник, применяют методики «Мозарт – терапия» и «Мозарт – развитие». Специалисты центров заказывают Министерству социального развития продолжение обучения. Уже на другом профессиональном уровне, имея первоначальную базу знаний, на более высоком. По окончанию семинара предлагаются анонимные отзывы на обучающий курс. Их можно рассматривать как обратная связь, для совершенствования учебного материала и самого учебного процесса. Но слушатели не всегда хотят скрывать свое имя и свое искреннее мнение, подписывают.

«Мозартика понравилась тем, что она проста и удобна в применении. Несомненно, необходимо отметить методики ее применения, диагностико – коррекционный смысл игры. Игра вызывает приятное впечатление и ощущение детства, сказки, снимает напряжение, негативное эмоциональное состояние, появляется желание рассказать о придуманном сюжете, о себе.

Полученные результаты лучше запоминаются, чем после проведенных сухих тестов. Психолог Пронина Л.К.».

«Огромное спасибо, за безумно интересные занятия. Мне очень нравится узнавать новое. Мозартика – поможет всем. Я обязательно буду внедрять Мозартику в свою деятельность в работе с пациентами. И обязательно проведу ее на своих коллегах. Огромное Вам спасибо за интересный материал. Очень жаль, что мало времени было для профессионального общения. Я теперь знаю, что хочу! Отреагировать в игре свои переживания и помогать инвалидам».

«Проведенный семинар еще раз подтвердил, что работать с детьми – инвалидами можно интересно, творчески. Психолог Болотова Н. П., что очень ценно, провела занятия индивидуально со слушателями, акцентируя на все моменты методик. Чувствую необходимость работать с детьми с помощью новой технологии. Очень интересная работа, направленная на взаимодействие в коллективе. Пользуясь, случаем, просим центр «Сломанный цветок», в лице Болотовой Н.П. по возможности, оказывать нам помощь, как в проведении подобных семинаров, так и в оказании методической литературы. Соц. педагог Носова Т.А.».

«Удивительно просто. Нет слов, чтобы передать состояние после сегодняшнего дня. Информации очень много. Полно расширяет представление о возможностях технологии. Думаю, что в работе с детьми, да и с взрослыми важно даже не то, что мы увидели, или не сможем в силу недостаточности опыта, а то, что коррекционная и развивающая работа идет сама. Спасибо за семинар!»

Таким образом, медико - психологическая реабилитация является приоритетным направлением для интеграции инвалидов в общество.


  Назад

Просмотров: 16943


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Людмила
Дата: 2009-03-28

Это нужно знать

Комментарий добавил(а): надежда
Дата: 2010-03-20

прежде всего долг и человеколюбие ко всем.Это нужно знать и понимать для чего и кого!

Комментарий добавил(а): Виктор
Дата: 2011-06-27

Как же быть эпилепсикам из глубинки? Городов, где нет центров реабилитации.

Комментарий добавил(а): ирина
Дата: 2013-10-25

одно плохо--зарплата воспитателя 5000---воспитатель тоже человек....

Комментарий добавил(а): Наталья
Дата: 2011-09-01

У Вас, наверняка, есть хорошие психологи, обращайтесь к ним,они помогут.

Комментарий добавил(а): Геннадий
Дата: 2011-09-01

Люди, исчезает милосердие! Задумайтесь! Это страшно!

Комментарий добавил(а): Василий Иванович
Дата: 2011-12-19

Есть же, ДОБРЫЕ люди!

Комментарий добавил(а): Анна
Дата: 2012-05-08

возьмите меня на работу, училась по специальности "социальная работа", знаю жестовый язык!!

Комментарий добавил(а): Психолог
Дата: 2012-05-21

Хочу с Вами работать!!!

Комментарий добавил(а): Валентина Михайловна
Дата: 2012-09-07

Прекрасно! Спасибо!

Комментарий добавил(а): Зоя Максимова
Дата: 2012-09-30

Понравилось )

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей