Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 16:06


Система Orphus

Нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни.

Болотова Н.П.

«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное».
Платон.

Одной из социальных проблем сегодняшнего дня является неблагополучие инвалидов. В нашей стране население составляет более 145 миллионов человек. В Московской области на 2002 год 6 тысяч 627 инвалидов, из них в каждом подмосковном городе в среднем по 500 инвалидов. Зарубежный опыт доказывает необходимость развития направления жизнеустройства инвалидов на современном уровне. Перенимая опыт работы социальной сферы с инвалидами в странах Европы – Франции, Австрии, Германии, невольно сопоставлялась работа в этом направлении в нашей стране.

Маленькие государства позаботились об удобствах своих граждан. Для них создано и приобретено все необходимое для максимально полноценного проживания своей жизни, как в собственном жилье, так и в общественных местах. Есть поручни, пандусы, подъемники. Технические средства установлены там, где они необходимы - в подъездах, в кинотеатрах, в кофе, в театрах, в ресторанах, в уборных комнатах. Для инвалидов существуют специально оборудованные средства передвижения и другая необходимая в быту техника. Инвалиды в странах Европы имеет возможность посещать друзей, родственников, культурные места, места досуга, общего пользования и даже путешествовать. Если есть потребность реализовать свой интеллектуальный, физический и другой потенциал, есть желание работать, то могут это осуществлять, им предлагается ряд возможностей. Если есть потребность посещать клубы по интересам, для общения, у них есть такая возможность. Инвалиды в странах Европы не чувствует себя покинутыми и обреченными. У них есть возможность развиваться, а значит, расти личностно.

В нашей стране большая часть инвалидов вынуждена находиться исключительно в домашних условиях, не выходя за пределы своего жилья по разным причинам, поэтому испытывают недостаток в общении, а в связи с недостатком в общении, одиночество. Чувствуют себя не интересными, ненужными, с массой комплексов, стараясь скрыть свои чувства. Во время реабилитационных психологических встреч инвалиды раскрывают психологу, социальному работнику свои переживания. В процессе реабилитационной деятельности, применяя психологические техники и методики, инвалиды часто «соскальзывает» на общение, рассказывает о себе. Это показатель того, что им очень хочется общения и быть в общении услышанными. Беседа с инвалидом для психолога в данном случае является методом психологического исследования и одновременно методом психокоррекции, психотерапии. Во время реабилитации у пациента снимается напряжение, появляется интерес к жизни. Метод беседы в реабилитационной работе является первой ступенькой для решения психологических проблем, которые сами инвалиды не всегда осознают.

Но именно в непринужденной и доверительной беседе, у них появляются ресурсы. Часто инвалиды свои переживания не озвучивают вслух, так как эти переживания бывают очень болезненны, поэтому они их подавляют, прячут внутрь себя не только от окружающих, но даже и от самого себя. Как бы пациент не пытался скрыть свои психологические проблемы и трудности, для специалиста они всегда очевидны. Психологические проблемы – гнев, агрессия, обида, вина и другие легко выявляются в вербальных и невербальных проявлениях. Существуют методы выявления психологических проблем и их коррекции в игровой форме. Для инвалидов игровая форма реабилитации безболезненна, кроме этого, она эффективна для получения положительного результата.

Применяя игровую технологию «мозартика» в работе с инвалидами выявляются психологические особенности и проблемы. Пациенту предлагается играть на игровом поле специальными игровыми фигурками. За счет заложенных в игру диагностических параметров, психологом выдвигаются рабочие гипотезы. В зависимости от того, как реабилитируемый использует игровой материал, что выкладывает, в какой последовательности, какой сюжет, в какой части игрового поля расположил фигурки, какого цвета, как вербализирует, и определяется психологом круг проблем пациента, рабочих гипотез и способов коррекции.

Пример № 1 из практического опыта реабилитационной работы с применением игровой реабилитационной технологии «мозартика». Мужчина, 60 лет, инвалид опорно – двигательного аппарата, без обеих ног, лишь с одной действующей рукой. На достаточно большом игровом поле, в левой его стороне, пациент выложил из фигурок маленький кораблик и в нем удочку. Так как кораблик на игровом поле не имеет опоры, он как бы висит в воздухе. Во время рассказа пациент рассказывает свой сюжет: «Это я на рыбалке. Я там один. Ловлю рыбу». У пациента проблема одиночества и недостаток общения. Очевидно, что человек себя не рассматривает в социуме, одинок, неуверен в себе и можно предполагать, как следствие этому, что может быть неуверен в ценности своей жизни.

Из игровой работы и беседы с ним, понятно, инвалид имеет страхи и компенсаторное желание власти. Это подтверждает нам удочка, как символ, которая напоминает указку - указ. Это желание он подтвердил в беседе. Жена его умерла два года назад. Дочь со своей семьей живет отдельно. Она редко и формально навещает отца, с его слов. Учитывая, что инвалид испытывает трудности выхода из дома, проживая на четвертом этаже, в пятиэтажном доме без лифта, в основном вынужден находиться в своей квартире. Порой он даже самостоятельно спускается по лестницам, волоча за собой свою инвалидную коляску, и выезжает на ней на улицу, а затем, возвращаясь обратно, так же самостоятельно поднимается ползком домой.

В реабилитационной работе с инвалидами опорно – двигательного аппарата отмечается характерная особенность - одиночество. Но нужно отметить, что среди инвалидов встречаются очень интересные, с широким кругозором личности. Жить, это не значит только дышать или ощущать свое тело, жить – это иметь желание и стимул жизни, желание получать и иметь знания, максимально активно реализовать себя, ощущать радость от встреч с людьми, предлагать свою помощь, наблюдать красоту природы, красоту человека, человеческих отношений. Это есть целостный смысл жизни. Ценность человека в том, что он есть, именно он является ценностью. А так как ценность бесценна, ее невозможно оценить.

Пример № 2. Мужчина, 40 лет, инвалид опорно – двигательного аппарата, без обеих ног. Живет вместе с матерью, женой и ребенком. В групповой реабилитационной работе с применением «мозартики» он очень вдумчиво, медленно выкладывал фигурки на игровое поле, тщательно их подбирая. Со слов пациента, выкладывал «свое будущее». После длительного перебора фигурок, создания своего будущего и в процессе его осмысления, он резко смахнул все выложенные фигурки с игрового поля, ушел в другой конец зала, уединился от других инвалидов в групповой психологической реабилитации, отвернулся от ее участников и очень быстро создал совершенно иную «картинку». Это показывает то, что в процессе игровой деятельности пациент осмысливал свою жизнь, свое место в ней, невозможность достижения чего - либо, несогласие с кем – то, протест против чего - то, который вылился в изменении места своего расположения в реабилитационном процессе, в изменении сюжета игры.

В беседе с инвалидом: «Картина называется «Дом». Православие. Дом выполнен в готическом стиле. Остров. Моя семья на острове. Меня одиночество не тяготит, может быть мою семью, но со мной им нечего бояться. Есть оружие, надо защищаться, время разное бывает. В семье мама, я, жена, дети, собака». Диагностируя работу, мы видим, что в работе пациента затронуто много разных психологических проблем. Пациент ориентирован на свою семью, но более важное место в ней занимает мать. Он испытывает одиночество, но одновременно с ним испытывает желание уединиться от людей. Испытывает страх за себя, своих близких, за свое и будущее близких. Внутренние проблемы развивают в нем духовность, в связи с этим он обращается к православию. В игровом процессе мы видим проекции, которые раскрывают внутренний мир человека с его содержанием, переживаниями, желаниями.

Жизнь каждого человека ценна именно тем, что не похожа на жизнь других людей. Приоритетны ценность жизни как таковая, и ценность жизни человека, как личности. Именно личность живет, именно личность развивается, именно личность страдает. Личность является смыслом. Имеем ли мы право, намекнуть инвалиду о том, что он живет ущербно или решать за него самого? Безусловно, никто не смеет предполагать, что в инвалиде не очень – то и нуждаются, что он будто бы лишний, что в нем нет необходимости…

Пример № 3. Мужчина, 28 лет, инвалид опорно – двигательного аппарата, внешне безучастный к происходящему в реабилитационном групповом процессе. На первой встрече в работе «мозартики» проявлял сопротивление к предложенной технике, скептически улыбался и говорил: «Зачем играть, что я ребенок? Не знаю, что делать, не знаю, что выкладывать фигурами?». Он вяло, бессмысленно и хаотично передвигал игровые фигурки по полю, с нежеланием вступал в контакт со специалистом.

Из его рассказа о «картине» выложенной игровыми фигурками:

«Картина называется «Хаос в космосе». Это космос и планета. В космосе летает «разная лабуда». Должно быть все крупнее, но у меня так. Это хаос. Это размышление о смысле жизни. Когда нет смысла жизни, тогда хаос».

Из предъявленного на игровом поле, из невербальных и вербальных проявлений мы наблюдаем, внутренний мир пациента, его мысли и переживания. Так, через образы и символы в игре, человек проектирует свои проблемы.

На второй встрече он более бодрый, настроенный на реабилитационную работу, сразу подошел и взял игру. С интересом начал играть и общаться с психологом. Был доброжелателен и открыт в игре, и по отношению к специалисту. Это показатель того, что пациент осмыслил прошлую игровую деятельность, заметил позитивный результат своего состояния, принял реабилитационную игру, поверил в нее, почувствовал доверие к психологу. На второй встрече, он выложил дом без основания, без почвы, без фундамента, на котором дом обычно стоит. Этими символами просигналил, что у него нет внутренней опоры. Это наблюдалось и в первой игровой работе. Данная психологическая проблема связана с его физическим недугом, он не имеет ног.

О своем сюжете в игре он сказал: «Домик небольшой. Будем думать, кого туда поселить». Выложенная картина, в которой центральное место занимает дом, хотя и без опоры, предполагает, что инвалид сегодня уже не имеет хаоса, он имеет смысл жизни, у него есть желание жить, желание строить отношения с людьми и варианты объединения с ними. Таким образом, на втором занятии мы наблюдаем психологический прорыв у пациента. Прорыв выражается в том, что меняется эмоциональное состояние с негативного на позитивное и желание изменить свою жизнь. Появляется желание строить свое пространство, свою территорию, нагружать ее значимыми для него людьми и взаимодействовать с ними.

Любое существование - есть совершенство. Жизнь дана как высший дар, необходимо ее ценить и уважать. Главная черта гуманизма - все, что связанно с утверждением жизни, с позитивными намерениями людей, их положительными возможностями. Человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, развиваться, совершенствоваться, реализовать свой жизненный потенциал.

Пример № 4. Женщина 53 лет, инвалид опорно – двигательного аппарата, без обеих ног. Проживает одна. На протяжении нескольких реабилитационных встреч при помощи «мозартики» выкладывает на игровом поле различные узоры и орнаменты. Из ее рассказа: «Орнамент висит в кухне на стене, и орнамент в комнате на стене. Приятно и хорошо, если в квартире, на полу ковер с орнаментом. У меня всегда чисто, салфеточка на столе. Ко мне приходит внук, школьник, я его кормлю и делаю с ним уроки». Мы видим, что пациентке необходима деятельность, которую она направляет на создание комфорта и уюта своего жилья, благоустраивая и украшая его. Ей так же необходима деятельность, ориентированная на заботу о внуке, быть причастной к жизни близких родных ей людей, быть им полезной.

Эммануил Кант утверждал, что любой человек, должен быть целью, то есть - самоценностью. В юные годы он был ослабленный здоровьем, при этом говорил, что жить стоит для того, чтоб работать. Э. Кант: «Повелевай своей натурой, иначе она будет повелевать тобой».

Пример № 5. Женщина, 26 лет, инвалид опорно – двигательного аппарата. В реабилитационной игровой работе «мозартика» строит фундамент дома. Грустно рассказывает: «Фундамент для дома. Не достроенный. Так и остается не достроенный…». В игровой реабилитации и в рассказе наблюдаем ее проекции. У пациентки сожаление о невозможности реализации планов в жизнь, которые были запланированы ранее, до трагических событий. Обстоятельства ее жизни изменились, но она продолжает жить прошлыми планами. Это создает у нее состояние фрустрации и дисгармонии. Так, как она жила в прошлом времени, уже жить не сможет, а как ей жить в настоящем и будущем, она пока не знает. В этом случае, следующим этапом работы психолога, была проведена на принятие девушкой сложившейся реальной жизненной трудной ситуации, на принятие себя в ней, на планирование своей жизни, исходя из тех условий, которые есть.

В настоящее время в общественном сознании возникает определенное понимание проблем инвалидов. Ставится задача осуществления обязательного социального патроната инвалида и его семьи, осуществлению специальных мер социально – правовой, социально – педагогической и медико – психологической помощи. Появились реабилитационные центры для инвалидов опорно – двигательного аппарата. Пока это не вновь построенные, специально оборудованные для них здания. Их, как правило, ранее занимали другие учреждения, но все же такие центры есть. Не во всех центрах во время ремонта произвели перепланировку под специальные условия. Пока эти здания без подъемников, без пандусов. Инвалиды в них выше первого этажа не поднимаются, но все же эти реабилитационные центры предназначены для решения конкретных проблем и задач.

Обучая специалистов центров новой технологии «мозартика» и реабилитируя инвалидов в различных городах Подмосковья - Королев, Воскресенск, Коломна, Павлово – Посад, Реутов, Егорьевск, Ступино наблюдаю высоко профессиональные и духово - нравственные коллективы. Где ценностью являются специалисты, с личными качествами, в которые входит понятие духовность. В этих Центрах работают люди содержательные, с богатым внутренним миром, содержательные, которые помогают инвалидам иметь и держать «внутренний стержень». Он помогает не надломиться, не сломаться от возникших трудностей в жизни. Сегодня специалисты по социальной работе думают о том, каким же должен быть профессиональный «язык», профессиональное поведение, чтобы не унижать человеческое достоинство инвалидов. Наблюдая за деятельностью центров, отмечается то, что работа ведется в различных направлениях. Это медицинское, психологическое, спортивное, культурное и другие.

Медицинское направление – включает работу терапевтов, ортопедов, физиотерапевтов, массажистов.

Психологическое направление включает работу психолога, в виде психологического сопровождения, психокоррекции, психотерапии В новых и психологически сложных для человека условиях - приобретения инвалидности, после медицинской помощи, обязательно необходимо проводить психологическую реабилитационную работу.

Спортивное направление, включает в себя работу на специальных тренажерах, обучение инструктором управлению коляской, спортивные состязания на колясках, ипотерапию.

Культурно - досуговое направление включает рекреационную деятельность. В него входят посещение экскурсий, походов, проведение праздников, конкурсов, соревнований.

Создаются новые формы работы, различные реабилитационные программы.

В подмосковном городе Егорьевск есть программа на совместное участие различных мероприятий подростков и инвалидов опорно – двигательного аппарата. Они вместе принимают участие в праздниках, вместе ходят в походы. Такое общение, является поддержкой не только инвалиду, но и что не менее важно самому подростку, который формируется.

Среди инвалидов выявляются очень одаренные и талантливые люди. С художественным дарованием, с музыкальными или литературными способностями. Талант у инвалидов чаще проявляется в области искусства. В настоящее время стали проводиться ежегодные конкурсы среди инвалидов, где выявляются таланты, поощряются, награждаются. Благодаря конкурсам в городе Воскресенске выявлена молодая поэтесса и молодой, способный музыкант, саксофонист. Оба они инвалиды опорно - двигательного аппарата.

Самостоятельная деятельность по созданию себя как личности включает в себя самообразование, безусловно, связанное с учебой. Сначала это поисковая деятельность, ориентированная на самоопределение на самореализацию. В связи с этим - самообразование не просто овладение информацией, а это широкая, значительная деятельность.

Сегодня Правительство Московской области уделяет большое значение вопросу по получению инвалидами общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Есть обучающие программы по обучению инвалидов, в том числе на базе реабилитационных центров. В Московской области, в Егорьевском центре реабилитации инвалидов «Исток» открыт совместный проект Министерства социальной защиты населения Московской области и МНЭПУ (Международный Независимый Эколого – Политологический Университет. Они начинают совместный проект по созданию областной сети дистанционного обучения инвалидов на базе Интернет. Целью данного проекта является предоставление инвалидам равных возможностей и без барьерного доступа к получению качественного образования по востребованным специальностям высшего и среднего профессионального образования. Технология Интернет – система дистантного обучения разработана для лиц с ограничениями. Это ограничения по времени – студенты не смогут физически заниматься более трех часов; ограничения в пространстве – студенты ограничены в передвижениях отсутствием без барьерной среды в вузах. Крайне важна асинхронность – обучение в удобное время, в удобном месте и по индивидуальному плану усвоения знаний.

Очень важно, после того, как знания будут приобретены применить их в деятельности. А эта проблема имеет место быть. Именно в деятельности у человека поднимается самооценка, появляется уважение к себе и уважение его со стороны окружающих.

В словаре русского языка С.И. Ожегова, инвалид, характеризуется как человек, который полностью или частично, лишен трудоспособности вследствие какой – нибудь аномалии, ранения, увечья, болезни. А инвалидность – состояние, положение инвалида, нетрудоспособность. Есть мнение, что инвалиды инфантильны, инертны, ведут иждивенческий образ жизни, это не совсем так. Многие из них желают иметь работу, быть востребованными и независимыми настолько, насколько это возможно. Из решения координационного совета по делам инвалидов при правительстве московской области от 14 декабря 2005 года: «За 9 месяцев 2005 года в органы службы занятости обратился в целях поиска работы 4921 инвалид из них было трудоустроено 3128 человек, что составляет 43,4% (За 9 месяцев 2004 года было трудоустроено 51.8% обратившихся инвалидов. За 9 месяцев текущего года получили услуги по профессиональной ориентации 2036 инвалидов, 203 – направлены на профессиональное обучение. Оказание содействия занятости инвалидов, их адаптация на рынке труда в силу целого ряда причин остается сложной проблемой. Многие работодатели не могут или не хотят создавать для инвалидов рекомендованные для них условия труда, а при приеме на работу отдают предпочтение человеку без ограничений трудоспособности и находят обоснованные причины отказа инвалиду». Поэтому инвалиды вынуждены «изобретать» свою деятельность самостоятельно. Среди них есть волевые, целеустремленные инвалиды, которые считают, что если у них нет ног, то есть думающая голова, или руки, которые могут мастерить.

Среди инвалидов опорно – двигательного аппарата есть высококвалифицированные юристы, которые дают качественные консультации на дому. Есть мастера по дереву, которые делают зимние сани и сами же продают их на рынке, получая удовлетворение от работы и от общения с людьми. Есть инвалиды, которые занимаются частным бизнесом, имея свою мастерскую по ремонту обуви, и даже есть такие, которые являются спонсорами для здоровой категории граждан, помогая материально. Мы видим, что жалость по отношению к ним не уместна, инвалиды нуждаются в равнозначных отношениях с нами, а инертные люди встречаются и среди здоровых, и молодых. Многие из инвалидов в сложившихся условиях прочертили успешную жизненную траекторию и так же успешно следуют ей.

Так значит ли, что инвалидность обуславливает все? В Егорьевске Московской области в Центре реабилитации сотрудники центра привлекают на постоянную работу самих инвалидов опорно – двигательного аппарата, предлагая заниматься тем, что они знают лучше других по понятной причине, В этом Центре инвалиды опорно - двигательного аппарата занимают должности водителя, инструктора по управлению коляской, специалиста по ремонту колясок и различных опорных приспособлений, руководителя студии изобразительного искусства.

Сегодня Министерством здравоохранения и социальной защиты не только обсуждают проблемы инвалидов опорно – двигательного аппарата и условия их жизни, но в ряде городов начали создавать достойные условия для жизни. Начали строить дома, в проектах которых предусмотрены пандусы, подъемники. У аптек и супермаркетов для посещения подводят удобства. Возможно, нужно построить дома интернатского типа, для постоянного проживания тем, инвалидам, которые хотели бы в них жить. Например, инвалидам, у которых нет родственников, или тем, кто живет в семье своих взрослых детей и внуков, но желает жить отдельно. В Германии, есть дома для инвалидов, которые называются – «хаймы», и для кого - то они являются выходом из проблемной жизненной ситуации.

Анализ проведенной работы показал, что в России и за рубежом уровень работы с инвалидами квалифицированный, но многие проблемы еще не решены.

Сегодня каждому центру необходимо:

  • обустроить помещения Реабилитационных центров по назначению;

  • иметь усовершенствованный транспорт с подъемником;

  • проводить реабилитационные курсы для специалистов постоянно и систематически;

  • включить в реабилитационные программы инвалидов индивидуальную и семейную психотерапию;

  • оборудовать культурные заведения для доступа инвалидам опорно – двигательного аппарата.


  Назад

Просмотров: 3460


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Светлана
Дата: 2009-06-26

Наконец-то обратили внимание на инвалидов!

Комментарий добавил(а): Елена, 50 лет
Дата: 2011-09-01

Не все специалисты качественно работают, как и в каждой профессии, есть случайные люди.

Комментарий добавил(а): Маргарита
Дата: 2012-05-31

У меня ребенок-инвалид. Хочу его вылечить!

Комментарий добавил(а): Геннадий Петрович
Дата: 2012-08-19

Желаю всем здоровья! Будьте счастливы! Верьте в свои силы, волю, в доброту людей!

Комментарий добавил(а): Галина
Дата: 2012-10-08

Как к Вам попасть?

Комментарий добавил(а): Светлана
Дата: 2012-10-28

Только человек с Огромным сердцем и душой и с огромной любовью к людям может работать с инвалидами! Спасибо!

Комментарий добавил(а): Елена Ивановна
Дата: 2015-02-04

Я была на приеме у Натальи Петровны. сомневалась, не знала, как поступить... После этого, все в моей жизни изменилось - сама изменилась и мир изменился ). Желаю всем меняться, становиться лучше!

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей